Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изложение сюжета драмы Шиллера «Дон Карлос»

3.12.2009

В «Дон Карлосе», драме, знаменовавшей собой начало отхода Шиллера от штюрмерских устремлений, он рассказал о неудавшейся попытке завоевать свободу силой слова. Поэт работал над драмой в самый канун революционного взрыва во Франции, в годы всеевропейского политического подъема, отблески которого озарили и Германию. Но слабость немецкого бюргерства гасила надежды на революционное движение в стране. Шиллер же продолжал искать пути обновления действительности. В новой драме Шиллер заострил проблему роли личности в истории, занимавшую его тем сильнее, чем напряженней становилась в Европе предреволюционная  обстановка.


Тематическим материалом для этой драмы послужили события XVI в., связанные с революцией в Нидерландах, направленной против ига испанского короля и католической церкви. Это восстание впечатляюще изображено в романе бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» (1867). В драме Шиллера само восстание осталось вне рамок происходящего на сцене. Но Шиллер ярко показал алчный двор испанского короля Филиппа II, известного своей жестокостью, темную власть инквизиции, под давлением которой Филипп отправляет в Нидерланды карательную экспедицию во главе с кровавым герцогом Альбой.


В центре пьесы Шиллера — сцена диспута между королем Филиппом и гуманистом маркизом Позой. Поза пытается пробудить в Филиппе человечность, уговорить его даровать своим подданным свободу мысли, не посылать к ним карателей. Он убеждает короля:


Всмотритесь в жизнь природы, Ее залог — свобода. Как человек Филипп готов прислушаться к увещеваниям Позы, но как король он над собой не властен. Король, даже если он сильная личность, каким и показан Филипп, не может дать волю побуждениям, противоречащим интересам абсолютизма и католической церкви, — самовластный тиран сам во власти господствующих социальных сил.


Маркиз Поза — личность не менее сильная и внутренне более свободная. Он действует без оглядки на власть обстоятельств, руководствуясь только своими гуманными убеждениями. Как Гамлет или далее скорее как Дон Кихот, он пытается в одиночку, на свой страх и риск, решить стоящую перед ним задачу: избавить Нидерланды от испанской тирании. Но разрешима ли подобная задача таким путем? Шиллер показывает, что нет. Надежда Позы на доводы разума и силу убеждающего слова в беседе с Филиппом обманута (мысль Шиллера поднимается здесь над иллюзиями просветителей). Поза терпит поражение и в попытках обеспечить своему другу принцу Карлосу, сыну Филиппа, возможность отправиться в Нидерланды и встать во главе восставших. Готовность сделать это он пробуждает в Карлосе при помощи королевы, в которую Карлос тайно влюблен (она была раньше его невестой). Чтобы уберечь Карлоса от ревнивого гнева Филиппа, Поза посредством сложной интриги отвлекает его подозрения на себя. Он жертвует при этом своей жизнью, но губит и Карлоса, не успевшего даже выйти за ворота дворца.


Шиллер называет Позу «гражданином Вселенной». Борясь с тиранией испанского абсолютизма, Поза отрицает принцип абсолютизма как таковой, а защищая народ Нидерландов, отстаивает тем самым свободу всех народов. Благородный энтузиаст Поза — «человек грядущих поколений», в своих вольнолюбивых устремлениях он далеко опережает свое время. Он гибнет потому, что — будучи не в силах ждать, движимый нетерпением сердца — хватается за негодные средства. Но гул нидерландского восстания, все время слышащийся в драме, свидетельствует, что мечты Позы не беспочвенны и что если при дворе Филиппа его в конце концов загнали в угол, то на Земле у него немало сторонников. Недаром в сцене объяснения с королем Поза говорит ему:

  • …Вы мните, вам удастся Остановить всеобщую весну…
  • Вы мните, сир, — один во всей Европе — Истории всемирной колесо
  • Остановить в безудержном вращенье? О, не надейтесь!
  • Герои и последующих драм Шиллера мечтают и пытаются улучшить мир. Главнокомандующий имперскими войсками Валленштейн во время Тридцатилетней междоусобной войны (XVII в.) намерен объединить раздробленную страну; юный Макс Пикколомини мечтает о мире, который пришел бы на смену кровопролитным сражениям (трилогия «Валленштейн»). Жанна д’Арк, простая крестьянская девушка, становится во главе французской армии и ведет ее против английских войск, в то время как феодалы, занятые интригами и распрями, готовы уступить страну агрессору («Орлеанская дева»). Легендарный швейцарский стрелок Вильгельм Телль, не стерпев издевательств чванливого австрийского наместника, убивает его; выстрел Телля служит сигналом для его соотечественников: крестьяне трех швейцарских кантонов заключают союз для совместного сопротивления гнету Австрии  («Вильгельм Телль»).


    Подобно Гамлету, шиллеровские персонажи смело ополчаются против «моря смут», проявляя куда меньше осмотрительности и терпения, чем знаменитый принц датский. Но при этом — и тут проступает двухвековая дистанция между Шекспиром, титаном эпохи Возрождения, и Шиллером, гуманистом эпохи Просвещения, —они и сами подчас бывают внутренне затронуты недобрым влиянием окружающего. Герцог Фиеско, возглавивший заговор республиканцев против дожа, проникается жаждой власти и занимает трон свергнутого правителя; но занимает ненадолго: республиканец Веррина убивает его, предпочитая старого властителя новому тирану. Полководец Валленштейн озабочен не только судьбами Германской империи — они сам хочет стать монархом; патриотизм сочетается в нем с честолюбием, радение о мире — с жаждой самовластья. Романтический юноша Мортимер, влюбленный в Марию Стюарт и готовый пожертвовать жизнью ради ее спасения, угрожает ей насилием, когда убеждается, что она не полюбила его…


    Чем более зрелой делалась мысль Шиллера, тем яснее становилось из его пьес, что дело вовсе не в природном несовершенстве человека, а во влиянии пороков общества, т. е. в неподготовленности и общества, и личности к свободному самоосуществлению.бу



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"