Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изложение творчества немецкого поэта Гёльдерлина

4.12.2009

В творчестве немецкого поэта Гёльдерлина (1770— 1843) связь с идеями Французской революции прямая и наглядная. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству;

  • Торжествуйте, радостные музы!
  • Он искуплен, древний наш позор.
  • Час настал!
  • Лежат во прахе узы,
  • Вынесен гордыне приговор!
  • Подобно Шиллеру, Гельдерлин мечтал о свободном братстве людей, в котором не будет ничьего произвола, никаких законов, в чем бы то ни было ограничивающих человека, кроме законов природы, и никакой силы, повелевающей народами, кроме силы любви. Поэт верил, что дни счастливого братства уже наступают:

  • И союзом братьев миллионным
  • Вновь любви дано повелевать,
  • Чтоб сердцам, свободой окрыленным,
  • Вечно для отечества пылать.
  • Жизнь в величье царственном отбросит
  • Низменных стремлений суету.
  • Время братства людям в дар приносит
  • Совершенство, мир и красоту.
  • Перевод Л. Гинзбурга
  • В дни Французской революции поэт ждал, что и у его соотечественников «жаром пламени святого вспыхнет кровь» и что они тоже повергнут в прах «тиранов, правящих доселе». Когда же стало ясно, что эти надежды преждевременны и что пока набирает силу власть золота, Гельдерлин не разочаровался в своих идеалах, а продолжал верить в их осуществление в будущем. Сын пастора, он получил богословское образование, но отказался от церковной карьеры, вел скудную скитальческую жизнь домашнего учителя и писал лирико-философские, героические по духу произведения, стремясь приблизить обновление мира. Он рано окончил творческий путь: не в силах смириться с затхлой атмосферой тогдашней Германии, душевно заболел и уже не мог творить. И свободолюбивые идеалы, и горечь осознания их неосуществимости в современной ему Германии Гельдерлин выразил в романе «Гиперион»  (о юноше-греке, участвующем в освободительной борьбе против турецкого ига) и в трагедии «Смерть Эмпедокла» (о греческом философе V в. до н. э., бросившемся в кратер Этны, чтобы слиться с природой).


    Иенские романтики тоже приветствовали Французскую революцию, но только ее первые шаги, вскоре же их интересы ушли в сторону разработки эстетических принципов нового литературного движения. Под воздействием Фридриха Шеллинга, утверждавшего единство духа и природы, они провозгласили романтическую идею «творимой жизни», которая и есть сама поэзия, — идея, близкая и Гельдерлину. Они выступали против всякой четко очерченной формы, всякой определенности, в том числе и определенности в характеристике персонажа. Они увлекались теорией «прогрессивно-универсальной» поэзии (ее автором был Фридрих Шлегель) — «универсальной» потому,что она должна охватывать все вещи, явления, пространства, времена, «прогрессивной» же потому, что она должна быть свободной от правил и постоянно менять свой облик.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"