Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Развивающая функция обучения

19.06.2011

Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась в работах таких известных педагогов, как И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др.


Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении новыми знаниями и навыками, в создании новых схем решений и новых способов действий. При этом на первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинальных решений. Таким образом, в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.


Основная задача преподавателя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности учащихся.


Развивающая функция обучения реализуется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти речи. Вовлекая учеников в учебную деятельность, преподаватель развивает имеющиеся у них знания и навыки. При этом главное в развивающем обучении – самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью.


Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает определенные знания и навыки, но и овладевает способами управления своей учебной деятельностью.


Развивающая функция обучения реализуется в настоящее время в особых условиях, когда возрастает объем учебной информации при неизменной продолжительности обучения, что требует интенсификации обучения.


Повышение темпов обучения обычно достигается путем совершенствования содержания учебного материала и путем совершенствования методов обучения.


Совершенствование содержания учебного материала предполагает:


- рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации;


- перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения в начале занятий нового материала, когда восприятие учащихся более активно;


- концентрацию материала на начальных этапах изучения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;


- рациональную дозировку учебного материала с учетом того, что процесс познания развивается по спиральной схеме;


- обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации;


- оптимизация использования учебного времени.


Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:


- широкого использования коллективных форм обучения (групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);


- применения различных форм и элементов проблемного обучения;


- индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий;


- стремления к результативности обучения;


- использования в учебном процессе новейших научных достижений в области социальной и педагогической психологии;


- применения современных аудиовизуальных и технических средств обучения.


Развивающее обучение, осуществляемое на основе интенсификации учебного процесса, является важнейшим направлением активизации учебного процесса.


К развивающему обучению предъявляется ряд общих требований, важнейшими из которых являются целенаправленность, мотивация, практическая направленность и стадийность обучения, а также наличие обратной связи.


Целенаправленность обучения предполагает четкое представление целей обучения.


Мотивация обучения может быть различной. Среди мотивов обучения обычно выделяют следующие: интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков; стремление получить определенную работу в будущем; желание установить контакты с другими обучающимися и др.


Практическая направленность обучения. Производственное обучение должно быть направлено, прежде всего, на получение обучающимися конкретных знаний и навыков необходимых для выполнения определенной работы в конкретной организации.


Стадийность обучения предполагает преемственность программ и комплексное осуществление обучения.


Наличие обратной связи. Суть этого принципа в том, что результаты обучения должны сопоставляться с его целями, а эффективность обучения должна оцениваться на основе достижения целей обучения.


Педагогический процесс имеет определенную структуру, важнейшими элементами которой являются цели, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения.


Важнейшими функциями обучения являются образовательная, воспитательная и развивающая.


Под образовательной функцией принято понимать определенную систему знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки, которая должна быть усвоена учащимися в результате обучения.


Образование в России осуществляется на основе образовательных стандартов начальной, средней и высшей школы. При этом сами стандарты являются нормативными документами, в которых определяются требования к уровню подготовки учащихся, минимум содержания образовательных программ, объем учебной нагрузки.


В соответствии со стандартами разрабатываются учебные планы и программы, формируются учебники и учебные пособия, осуществляется учебный процесс.


Процесс обучения осуществляет воспитательную функцию, выступая в роли одного из средств воспитания.


В настоящее время все большее распространение получает концепция гуманистического воспитания, которая имеет целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Формирование такой личности невозможно без развивающей функции образования.


Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.


Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении новыми знаниями и навыками, в создании новых схем решений и новых способов действий. Основная задача преподавателя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности учащихся.


Образовательная, воспитательная и развивающая функции тесно взаимосвязаны и реализуются в комплексе в едином педагогическом процессе.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"