Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Анализ сборника поэзий Гумилева «Путь конквистадоров»

30.01.2010

Конквистадор - кто такой этот конквистадор для тех кто в танке? Итак, конквистадор - это (исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков.


По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к «новой школе» в поэзии. Но пока его стихи — только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные»,— писал В. Брюсов о первом сборнике «Путь конквистадоров». В какой-то мере Брюсов был прав. И все-таки юношеские «конквистадорские стихи» имели свой «нерв», свой настрой. Н. Гумилев сразу заявил об особом подходе к миру:

  • Как смутно в небе диком и беззвездном!
  • Растет туман… но я молчу и жду
  • И верю, я любовь свою найду…
  • Я конквистадор в панцире железном.
  • «Конквистадор» завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, вплетая «в воинственный наряд звезду долин, лилею голубую», проникая в «тайны дивных снов», добывая звезды с «заснувшего небосклона». Будто очень знакомы по символистской поэзии воспеваемые ценности: «голубая высота», «вечное блаженство мечты», «чары красоты». Но они утонченные, возвышенные, отстаиваются дерзновенным мечом, «вихрем грозовым, и громом и огнем». Возникают «всегда живые, всегда могучие» «герои героев»: «сверкая доспехами», они подымают «меч к великим войнам» во имя «божественной любви». Мужественная интонация нарастает. Волевое начало становится доминирующим. Вот оно — отличие Н. Гумилева от его старших современников: К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока (Брюсов считал, что именно им подражал Гумилев). Название «Путь конквистадоров» оттеняло новизну избранной позиции. Идеалы утверждались в «битве», огневой, даже кровавой.


    Чем владел и с кем сражался лирический герой Гумилева? Владел многим: «Жаркое сердце поэта. Блещет, как звонкая сталь». Перед жаждущим взором нет преград: «Мне все открыто в этом мире —  И ночи тень, и солнца свет…» Невозможно не вспомнить опыт самого Брюсова, которого признавал своим учителем Гумилев. Но у младшего сложились другие представления о деянии. Гумилев не столько чувствовал себя первооткрывателем Прекрасного, сколько стремился приблизить возможную гармонию. На этом пути фантазия подсказала образы богов, королей, царей и пророков — символы отнюдь не власти над людьми, а кары за их слабость, всеядность:

  • Он, как гроза, он гордо губит
  • В палящем зареве мечты
  • За то, что он безмерно любит
  • Безумно-белые цветы.
  • «Путь конквистадоров» состоит из разделов, озаглавленных оксюморонично: «Мечи и поцелуи», «Высоты и бездны». Сущее сложно, противоречиво. И произведения густо населены трудно совместимыми между собой образами. Гордый король и бродячий певец с «песней больной». «Дева солнца» и суровый, гневный царь. Юная дриада, «дитя греха и наслаждений», и «печальная жена». Но все по-разному контрастные и фантасмагоричные картины овеяны одной мечтой: «узнать сон вселенной», увидеть «лучи жизни обновленной», выйти «за пределы наших знаний». В любом состоянии проявлена цельность мироощущения. Даже когда сомнения теснят мужественную душу, раздается призыв к полному самоотречению:

  • Жертвой будь голубой, предрассветной…
  • В темных безднах беззвучно сгори…
  • И ты будешь звездою обетной,
  • Возвещающей близость зари.
  • Страстная притяженность к грядущим зорям тесно связала «Путь конквистадоров» с поэзией начала XX века. В ней, однако, Гумилев проложил свое русло. Незадолго до смерти он писал о балладах Роберта Саути: «Это мир творческой фантазии, мир предчувствий, страхов, загадок, о котором лирический герой говорит с тревогой». Нечто подобное, хотя с иными акцентами, создал Гумилев в начале своих творческих поисков. Многие стихотворения напоминали романтическую балладу с ее причудливыми персонажами, прихотливым сюжетом, взволнованным лирическим подтекстом. Сборник своих юношеских стихов Гумилев не переиздавал, считая его несовершенным. Однако выраженные в нем духовные запросы предопределили последующие поэзии во второй книге — «Романтические цветы».



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"