Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Душевная драма Катерины

19.07.2011




Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с «самодурной силой» окружающей среды.





В образе Катерины Кабановой – главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую





совестливость религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочуствием. Живя в тяжелой атмосфере





Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины – это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Она с кротостью терпит сварливые замечания свекрови, не держит обиды на слабого и покорного во всем своей матери Тихона, она искренна в своих





побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно





уже уклад жизни строится по принципу: «делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было», героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.





Тихон Кабанов – человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят





поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается «терпеть, пока терпится».





Поэтическая же, вольная натура ее томится неясными желаниями: «лезет в голову мечта какая-то». Душа ее подсознательно ищет любви, возможности поделиться своей,





переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и





откровенна, в ней нет ни капли фальши: «обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: «…грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!» Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть





ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: «Мне умереть не





страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с





тобой, после этого разговору-то, вот что страшно», – говорит она Варваре. В этом и





состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт





Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в





целом.





С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки», для народной героини – нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и





терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви





оказывается сильнее, и выбор сделан – она признается Борису в своем запретном





чувстве.





Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого





звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет





покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,





и в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как





страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: «В омутлучше с красотой… Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!» Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.





Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины





несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления





внешних обстоятельств и малодушия. Борис – заурядный обыватель города Калинова с





мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив





в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.





Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о «могилушке» под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.





В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться.


Характер состоит в способности действовать по принципам.


А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их «пьесами жизни». В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал «Темное царство». Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.


«…Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?» — спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга «Гроза». Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.


В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее «лучом света в темном царстве». Чем же так отличается Катерина от других «жителей» этого «царства»?


В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.


Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"