Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Эпиграф, как авторское осуждение «силы без содержания» Базарова

18.01.2011

Роман «Отцы и дети» посвящен памяти Виссариона Григорьевича Белинского, во взглядах которого Тургенев совершенно справедливо усматривал истоки философских и эстетических учений революционеров-демократов 60-х годов — Чернышевского и Добролюбова. В письмах К. К. Случевскому, Н. А. Ооновскому, А. В. Топорову, в лекции о Пушкине, в «Воспоминаниях о Белинском» Тургенев настойчиво подчеркивает идею преемственности взглядов .разночинцев-демократов 60-х годов с критической деятельностью Белинского, развернувшейся в 40-х годах. Тургенев называет Белинского «центральной натурой», «одним из руководителей общественного сознания своего времени». В письме А. В. Топорову из Парижа от 26 ноября (8 декабря) 1882 года Тургенев очень настоятельно напоминал: «Кстати, я забыл одну важную вещь: под заглавием «Отцов и детей» непременно нужно поместить в скобках: «Посвящено памяти Виссариона Григорьевича Белинского». Не забудьте!».


В рукописи роману был предпослан эпиграф: «Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы. Человек средних лет: А в вас — сила без содержания. (Из современного разговора)». Из эпиграфа вытекало прямое авторское осуждение базаровской «силы без содержания». Но всем ходом романа писатель доказывал, что Базаров — человек весьма умный и содержательный. Это противоречило эпиграфу. Тургенев, сняв эпиграф, вложил приговор базаровской силе в уста Павла Петровича Кирсанова, героя, несостоятельность которого будет доказываться на протяжении всего романа. Так появились в X главе на полях рукописи, очевидно, по совету П. В. Анненкова, слова Павла Петровича о «грубой монгольской силе»: «Сила! И в диком калмыке и в монголе есть сила — да на что нам она?. Нам дорога цивилизация, да-с, милостивый государь; нам дороги ее плоды.


В России крепостные крестьяне делились на три группы: помещичьи, государственные и удельные. Первые принадлежали помещикам, занимались сельским хозяйством на земле, юридически закрепленной за помещиками, или обслуживали их личные потребности. Государственные, «ли казенные, крестьяне были прикреплены к землям, доход с которых шел в государственную казну. Удельные крестьяне являлись собственностью императорской семьи. 5 апреля 1797 года Павел I издал «Учреждение об императорской фамилии», устанавливавшее источники, размеры и средства обеспечения членов императорского дома.


Недвижимые имущества, выделенные для этой цели, стали называться удельным и.


Управление этими имуществами было сосредоточено в особом ведомстве—департаменте уделов, возглавлявшемся министром. Основанный Павлом I департамент уделов был самостоятельным правительственным учреждением, подчиненным “непосредственно высочайшей власти. В 1826 году департамент уделов был присоединен ко вновь учрежденному в то время министерству императорского двора и назван «Министерством императорского двора и уделов». Во главе его стал князь М. П. Волконский. В 1852 году уделы были отделены от Министерства двора, и министерством уделов до 1856 года управлял граф Л. А. Перовский. В 1856 году уделы снова были присоединены к Министерству двора.


Вспомним, что и Н. Успенский, и В. Слепцов, и Л. Левитов, и М. Воронов, и С. Максимов, и другие писатели-шестидесятники были студентами-медиками. I [е удивительно, что Тургенев сделал своего Базарова именно медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения и развития организмов.


— Он в будущем году хочет держать на доктора. — А! он по  медицинскому  факультету,— заметил Николай Петрович и помолчал.


По поводу этого диалога Г. А. Бялый пишет: «…внимательный читатель тургеневских времен знал, что В Петербургском университете медицинского факультета Не было, и, следовательно, слова Николая Петровича не должен был понять буквально:  «по  медицинскому факультету» — это могло обозначать «по медицинской специальности». «На до-ктора» Базаров мог в Петербурге учиться только в Медико-хирургической академии, считавшейся рассадником материализма, радикальных идей и демократических настроений» (Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М.—Л., 1963, с. 16).


— Хлопоты у меня большие с мужиками в нынешнем году, — продолжал Николай Петрович, обращаясь к сыну. — Не платят оброка. Что ты будешь делать?


Положение оброчных крестьян в России было несколько лучше, чем барщинных: первые меньше соприкасались с помещиками и не испытывали повседневного их произвола. Но к середине XIX века (в предреформенный период) размеры оброка настолько увеличились, что помещичьи крестьяне не в состоянии были его выплачивает.


Таким образом, мы можем заключить, что естественнонаучные опыты Базарова — не модничанье и не фиглярство. Они преследуют цель научного исследования природы живых организмов. Тургенев это прекрасно понимал, поэтому он не иронизировал по поводу занятий Базарова экпернментальной медициной, ботаникой, геологией.


Не случайно именно эта сторона деятельности Базарова импонировала прогрессивной молодежи 60-х годов, и представители молодого поколения воспринимали опыты Базарова как дело серьезное и в высшей степени важное. Они видели, что в Базарове «сгруппированы наиболее характерные стремления, симпатии и антипатии молодого поколения; он серьезно изучает медицину и естественные науки, ботанизирует, режет лягушек, работает с микроскопом…».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"