13.01.2011
Еще в Твери Крылов начал создавать свои первые литературные произведения, стал мечтать о том, чтобы стать писателем-профессионалом. Попытаемся представить, какие обстоятельства вызвали в нем эти стремления… Бывая в дворянских домах, юноша встречался 8 людьми, живо интересовавшимися литературой, много читавшими, пытавшимися писать. Здесь он, доставая книги, делился мыслями о прочитанном. В губернаторском доме он смотрел любительские театральные представления. Ставились спектакли и организовывались концерты в зале «благородного собрания» и в дворянском училище. Пользуясь связями отца, юный Крылов мог бывать и там.
В то время, когда Крылов жил в Твери, в семинарии и в училище припек было до полутора тысяч учащихся. У многих горожан дети учились в семинарии; огромное по тем временам учебное заведение привлекало на свои праздники «весь город», а выпущенные из стен семинарии воспитанники шли не только в духовенство, но и распределялись по канцеляриям и присутственным местам, становились учителями в частных домах, служили у богатых купцов, а иногда и сами занимались торговлей и ремеслами. Встречался с ними повсюду и Крылов.
Это общение накладывало на его интересы и симпатии демократический, «третьесословный» отпечаток. Не только в губернаторском и иных дворянских домах Крылов мог пользоваться библиотеками, знакомиться с новинками литературы и театра, но, по-видимому, и в семинарии. Книжки ему могли давать и семинаристы; на вечера и семинарию его, конечно, водил отец, который бывал па них как представитель городской администрации. Семинария тогда старалась выделиться своей поэтической деятельностью и даже называла себя «Парнасом», «Геликоном».
В ходу были так называемые «разговоры», носившие нередко сатирический характер. Несколько учащихся вели беседу по поводу того или иного общественного события или обсуждая какую-либо отвлеченную идею. Эти разговоры принимали характер театральных представлений. Историк Тверской духовной семинарии сообщает, что «какой-либо торжественный акт, на котором были назначены «разговоры», был в то время своего рода торжеством для провинциальной публики и привлекал в духовные заведения столько публики, сколько только могли вместить стены актовой залы». Ученики семинарии перелагали рифмованными строками духовные псалмы, составляли оды официального характера, восхваляя поочередно своего ректора и императрицу» Но в их стихах была и более живая, творческая струя.
Некоторые семинарские поэты подражали Ломоносову, восторгались силой человеческого разума, познающего и побеждающего природу, писали басни, сатирические рассуждения и диалоги, в которых подчас поднимались до критики социального строя. Некоторые из этих произведений, пройдя цензуру школьного начальства, читались на семинарских публичных актах и печатались в сборниках. А то, что нужно было прятать от глаз начальства, распространялось иначе.
Вот, например, отрывок из довольно дерзкого стихотворения, сочиненного студентом семинарии Федором Модестовым. Социально-обличительный характер стихотворения и «светскость» интересов его автора несомненны:
Если хочешь ты спокойно
Жизнь свою препроводить,
Постоянно, благостройно,
От напастей сохранить;
То с вельможами не знайся.
Вишен с их стола не ешь.
И в карете опасайся
С ними ехать; иди ими.
Хоть они сперва и греют
Дружеским тебя лучом,
смотри, рассвирепеют
неприятельским огнем,
Поднесут чашу яда,
Чашу смертные воды.
Ты пропал бедняк за гада.
Вот последствия беды!И часто семинарские поэты выходили за пределы церковных тем. Вот, например, как один из преподавателей Московской духовной академии, ее ректор, Аполлон Байбаков в учебнике по стихосложению, предназначенном для всех семинарий и выдержавшем бесчисленное количество изданий (впервые он был напечатан в 1774 году), формулировал задачу создания сатир:
Сатира пишется не прозой, но стихами,
При остром замысле с пристойными словами,
Сокрытым образом должна порок ругать,
Бездельников, глупцов разумно исправлять.
И если вы теперь писать ее хотите,
Порочных за предмет в материю возьмите,
Коснитесь лености, браните долгой сон,
Сколь вреден онКогда юноша Крылов жил в Твери, в Тверской семинарии учились, теории литературы как раз по пособию Байбакова, и с ним будущий поэт вряд ли не был знаком. Автор пособия не случайно требует от каждого семинариста — будущего «блюстителя нравственности»— уменья писать сатиры и собственно басни.