Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Записки охотника» и русская литература

12.01.2011

 «Записки охотника» глубокими корнями уходят в русскую жизнь и русскую литературу. Книга Тургенева сложилась в ту пору, когда все вопросы сводились к отмене крепостного права; она явилась ответом на этот центральный вопрос эпохи, в разрешении которого кровно заинтересовано было громадное большинство русского народа. В письме Белинского к Гоголю видел отражение настроений крепостных крестьян, их ненависти к крепостному праву. Знаменитое письмо Белинского было основой взглядов Тургенева в 40-х годах, в тот период, когда создавались «Записки охотника». По собственному выражению Тургенева, в этом письме заключалась вся его религия.


Совершенно очевидно, что и книга Тургенева впитала в себя настроения крепостных крестьян, их жгучее недовольство крепостным правом, их протест. В этом народность «Записок охотника». Историки литературы много говорили о всяческих литературных влияниях, которыми будто бы порождена была эта книга, как и вообще интерес Тургенева к крестьянскому вопросу. Влияние самой русской жизни при этом не учитывалось вовсе.  Содействовать повороту общественных интересов в сторону живых социальных вопросов — в этом Тургенев видел важнейшую национальную задачу передовых русских людей. Говоря о русском народе, Тургенев охарактеризовал его в цитированной рецензии как «народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее…»


Итак, борьба с романтическим эгоизмом имела для Тургенева значение большого патриотического дела. Нет никакого сомнения, что эти взгляды сформировались у Тургенева под непосредственным влиянием Белинского. Личная близость с Белинским в 40-е годы еще больше закрепила и усилила воздействие его идей. Эта близость между Тургеневым и Белинским достигла своей вершины в 1847 году, когда Белинский в Зальцбрунге, где он жил вместе с Тургеневым, писал знаменитое свое письмо к Гоголю.


Но и до 1847 года Тургенев во многом следовал за Белинским. Тургенев никогда не поднимался на высоту его революционно-демократических идей, тем не менее вслед за Белинским автор «Записок охотника» утверждал великие возможности русского народа, «народа юного и сильного», вслед за Белинским отвергал он космополитизм. Вместе с Белинским требовал Тургенев от мыслящих русских людей перенести свое внимание от «маленьких противоречий в собственной жизни» к великим противоречиям в жизни человечества и общества, к вопросам и задачам социальным.


В 1845 г. Тургенев написал «Помещика», физиологический очерк в стихах, который ввел Тургенева в круг Писателей гоголевского направления. Белинский с восторгом встретил это произведшие Тургенева. «Помещик» Тургенева, — писал он, — легкая, живав, блестящая импровизация, исполненная ума, иронии, остроумия и грации». И далее многозначительно прибавил: «Кажется, здесь талант Тургенева нашел свои истинный род, и в этом роде он неподражаем».


Создавая подобного рода сатирические образы действенности и силы, Тургенев продолжал традиции «Мертвых душ», причем к гоголевской галерее мертвых душ Тургенев прибавил галерею душ живых, взятых, прежде всего, из крестьянской среды. Те люди, о которых размышлял Чичиков в знаменитом лирическом отступлении, встали во весь рост в «Записках охотника». Рядом со Стёгуновыми и Зверковыми появились настоящие люди — Кдлиныч, Ермолай, Яков Турок, крестьянские дети. Рядом с «государственным человеком» Пеночкиным оказался истинно государственный ум — Хорь. Лживой «гуманности» помещика противопоставлена была суровая гуманность Бирюка и поэтическая гуманность Касьяна. Восторженные любители искусства, помещикинмеценаты, эти, по словам Тургенева, «дубины, вымазанные дегтем», обнаруживали истинную свою цену рядом с таким подлинным ценителем искусства, как Дикий Барин. Тупоумный Андрей Беловзоров, племянник Татьяны Борисовны, художник и покоритель сердец, карикатурный сам по себе, становился еще карикатурнее при сопоставлении с великим художником из народа — Яковом Турком.


Важно также и то, что многие крестьянские персонажи «Записок охотника» оказывались не только носителями прекрасных душевных качеств; положительные герои ив крестьянской среды изображены как носители лучших черт русского национального характера. В этом прежде всего и заключался протест Тургенева против крепостного права и общественное значение его книги. Тургенева в связи с «Записками охотника» не раз упрекали в идеализации крестьянства и в отступлении от реализма.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"