Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Эразм Роттердамский

17.07.2011

Дезидерий Эразм Роттердамский (настоящее имя Терт Гертсен) — знаменитый нидерландский писатель эпохи Возрождения, крупнейший мыслитель «христианского гуманизма», один из авторитетнейших лидеров гуманистического движения в Европе. Он родился в. Роттердаме, обучался в церковной латинской школе, а после смерти своих родителей постригся в монахи. Однако в 1493 г. Эразм покидает монастырь, чтобы продолжить свое образование, изучает классическую философию и богословие в Париже, в Турине. Много путешествует, живет в Англии, Швейцарии, Австрии, Италии, Германии. Дружит и переписывается со многими выдающимися учеными своего времени. В Европе Эразма Роттердамского знали еще и потому, что он писал свои сочинения на самом почитаемом в ту пору и широко бытовавшем в высших кругах латинском языке. Его перу принадлежат сочинения сатирические («Похвала Глупости», «Разговоры запросто»), теологические («Метод истинного богословия», «О свободе воли»), по филологии («О правильном произношении латинских и греческих слов», «Цицерониан») и др.


Среди произведений нидерландского гуманиста особую известность приобрел его трактат «Похвала Глупости» (1509), опубликованный в 1511 г. с посвящением другу Эразма — английскому гуманисту Томасу Мору. Книга обнаруживает одновременно развитие традиции античной сатиры, например Лукиана, и традиции немецкой сатирической литературы «о глупцах». Это как бы шутливый панегирик, похвальная речь; по всем правилам красноречия хвалу себе возносит сама госпожа Глупость (или госпожа Мория — от греч. «глупость»). Эразм, с одной стороны, высмеивает человеческие пороки и заблуждения, показывая, что именно глупость является причиной войн, непомерного тщеславия, обманов и прочих злодеяний. Но жизнелюбие и оптимизм писателя Возрождения накладывают свой отпечаток, отчего образ Глупости у него получается совсем не однозначным. Иногда она трактуется как обычная энергия, неуемность, свойственная человеческой натуре. И тогда глупость может послужить причиной для самых благих деяний: научных открытий, творений искусства, создания жизненных удобств и т. д. Вся человеческая жизнь оказывается неким царством Глупости, в котором человек предстает одновременно рациональным и эмоциональным существом, мудрецом и глупцом в то же самое время. Очень большое влияние оказало сочинение Эразма на Рабле и Монтеня, Сервантеса и Шекспира, Свифта и Вольтера — сатириков последующих поколений.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"