Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев

7.01.2011

Наиболее обстоятельно в настоящее время изучены такие вопросы в этой теме, как особенности развития горьковских традиций в творчестве Н. Островского1; своеобразие освоения гоголевской стилистики, гоголевской метафоричности в романе «Как закалялась сталь»; интересное решение вопроса пушкинской стилистической традиции у Н. Островского предложено Л. И. Тимофеевым в его работе «Метод и индивидуальный стиль (Н. Островский)».


Что же касается ракурса темы, избранного А. Приймой в его статье «Преодоление. Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев схожей ситуации», то к числу произведений, рассмотренных в этой работе, следует отнести и «Слепого музыканта. (Этюд)» (1898) В. Короленко. Хотя, в отличие от проанализированных критиком книг, «Слепой музыкант» и не является свидетельством прямого самовыражения художника, не содержит автобиографического момента. Тем не менее поведанная в этом этюде история трагической болезни, поиски героем смысла жизни, отданная искусству, решающая роль в возрождении человеческих сил — все это открывает близкое фабульное сходство произведений В. Короленко и Н. Островского. Но для истории литературы важны в данном случае не только предметные аналогии сами по себе. Художественные решения, к которым пришли авторы этих книг, позволяют сделать наблюдения над национальными особенностями осмысления этой темы в русской литературе и вместе с тем увидеть более отчетливо те открытия, которыми обогатил литературу Н. Островский.


Бесспорно, герой «Слепого музыканта» и Павел Корчагин в, «Как закалялась сталь» проживают разную жизнь: материально обеспеченную, оберегаемую от всех внешних тревог в произведении В. Короленко и, наоборот, потребовавшую для истории буквально всех сил героя («ожесточенная буря классовой борьбы сожгла все, что может носить тело») в романе Н. Островского.


Да и характер писательских наблюдений во многом разнится между собой. Значительная часть повествования у В. Короленко сосредоточена на буквально врачебной пристальности автора к физическому состоянию героя: писатель сосредоточенно следил за тем в жизни героя, как природа перестраивала его систему органов чувств, обеспечивая ему полнокровную связь с окружающим миром. Все происшедшее с героем интересовало В. Короленко как одна из загадок природы: «Самая причина несчастья скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни»1. «Основной психологический мотив этюда,— говорил о «Слепом музыканте» В. Короленко,— составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение».


У Н. Островского нет этого плана повествования. Автор «Как закалялась сталь» изучал «механизм» главным образом социальных реакций героя, его общественных связей с миром.


И, тем не менее в повести В. Короленко герой делает шаг, пусть первый шаг, но по тому именно пути, который впоследствии приведет героя Н. Островского к неслыханной человеческой победе. К слепому музыканту, так же как и к Павлу Корчагину, пришло духовное прозрение, и лишь после того, как, пережив нелегкие испытания, Петр смог хотя бы отчасти, но породниться все же с судьбой своего обездоленного народа. Он не в силах был еще вступить на путь борьбы за угнетенный народ, как это сделал Павел Корчагин, но сумел проникнуться состраданием к бедственному положению простых людей, и только это одарило его музыку настоящей творческой силой. В этом и состояло его прозрение: «Да, он прозрел… На месте слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…».


Служение людям оказалось самой значительной нравственной силой в жизни героя. Психологические наблюдения В. Короленко были как бы одной ,из первых разведок в русской литературе в том «бою», который после свершившейся революции поведет за своего героя Островский-художник.


Тщательный психологический анализ позволил В. Короленко показать силу и поэзию самых различных переживаний личности: чувство природы, сыновняя привязанность к матери, любовь к женщине, отцовство. Но писатель пришел к выводу о том, что тайна самого большого могущества человеческих сил заключена псе же в родстве личности с народом, с общечеловеческими идеалами. Но это было в «Слепом музыканте» лишь наметившимся зерном концепции, которая получит впоследствии свои развернутые очертания в романе Н. Островского. Если герой В. Короленко сумел только прикоснуться к этому источнику человеческих сил и был способен лишь на то, чтобы «напомнить счастливым о несчастных», то герой Н. Островского на этом пути сумеет перед лицом всего человечества постичь высшее человеческое счастье в завоеванном им счастье своего народа.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"