Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Герои романа «Вся викторианская эпоха сбилась с пути»

29.12.2010

В романе это передано словами: «Вся викторианская эпоха сбилась с пути». Духовный перелом переживают и герои романа — Чарлз Смитсон и Сара Вудраф. Каждый из них стремится получить свободу и постигнуть свою настоящую сущность. Чарлза удручает «душная добропорядочность» его окружение и эпохи. Сара стремится к независимости. Судьба, соединив их на какой-то миг, скрывает в себе много непредусмотренных ситуаций, как и характер главной героини. Фаулз не случайно предлагает в финале романа несколько вариантов возможного завершения сюжетной линии. Тем не менее, главное событие в судьбе каждого из героев состоялось — они не смирились с детерминированностью, утвердив свое право на собственный выбор. Становление личности состоялось.


В «Женщине французского лейтенанта» немало литературных ассоциаций, прямой и косвенной схожести с романами Ч. Диккенса, Дж. Остен, Э. Троллопа, Т. Гарди, Дж. Элиот. Образ Сары близок к таким героиням Гарди, как Юстасия Вей, Тесс Д’Эрбервилль, Сью Брайдхед. В произведении Ф. создаваемая атмосфера викторианского романа, переданы реалии быта. Но «Женщина французского лейтенанта» — это, конечно, не исторический роман. В нем нет описания исторических событий, действуют лишь выдуманные персонажи, рассказ пронизан иронией. Произведение Фаулза вообще в значительной мере превосходит требования жанра; «Женщина французского лейтенанта» — это лучшее переосмысление романа. Ф. предоставляет свободу своим героям, оставляя им право выбора, так же он совершает и с читателем, оставляя ему возможность самому «дописать» роман. По мнению Фаулза, писатель не может, да и не должен придерживаться заранее составленного плана.


К вопросу о романе как жанровой форме Фаулз обращается в «Черве». Это произведение написано в духе романов Д. Дефо, его события происходят в XVIII ст., а точнее — в 1736 г. Автор перечисляет события, которые происходили в то время (смертные казни, пожары), включает в текст выписки из тогдашних журналов, королевские указы, рассказывает популярные кулинарные рецепты той эпохи, детально изображает одежду и обычаи. В основе сюжета — рассказ о путешествии по родным краям, которое осуществляет молодой аристократ Бартоломью. Воспроизводится колорит эпохи, а стиль повествования и язык персонажей стилизованы «под XVIII столетие». В тексте довольно часто встречаются размышления о потенциале романной формы, которая скрывает самые невозможные возможности и каждый раз может породить что-то новое — так же, как «меггот» (в переводе с английской это слово означает «личинка») каждый раз представляет миру что-то непредусмотренное.


Проблеме соотношения искусства и действительности посвящена «Башня из черного дерева». В этом романе также обсуждается вопрос о своеобразии науки и искусства и их функции (раздел «Искусство и наука»): «Искусство, пусть даже самое простое, является отображением истин, весьма сложных, чтобы быть высказанными наукой». То общее, что роднит ученых и художников, состоит в стремлении к истине, но если мир науки — это мир ума и логики, то в мире искусства их господство невозможно. Искусство связано с человеческой душой и не поддается анализу с помощью научных методов. Искусство всегда останется самым совершенным способом человеческого общения.


В романе развивается мысль о неотделимости искусства и жизни. Фаулз противопоставляет образы двух художников, двух типов личности — абстракциониста Девида Вильямса и Генри Бресли, органически связанного с природой, жизнью, наделенного свежестью и полнотой восприятия реальности. Двухдневный «деловой визит» Бресли в мир Вильямса становится для него школой самопознания. Встречаются художники разных поколений и разной мировоззренческой ориентации. Посетив усадьбу Бресли, который живет среди лесов и полей, общаясь с природой, Вильямс начинает ощущать, как этот мир захватывает его, влечет красотой, зачаровывает своей тайной. Осматривая работы Бресли, общаясь с ним, он впервые понимает, что погоня за модой привела к потере истинных ценностей.


Абстракции подменили жизнь, а сам Вильямс, как свидетельствует дальнейшее развитие событий, навсегда стал их пленником. Он не может начать новую жизнь, отказывается от Дианы. Время сделало свое дело. Вильямс не может сделать правильный выбор, для него важнее покой хорошо известного и обычного. Яркие краски прекрасного и свободного мира Бресли не для него. Он обречен на существование в башне из черного дерева.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"