Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Героическая тематика в стихах Лермонтова

31.12.2010

Поэтика насыщена гражданской и революционной тематикой. В этой маленькой тетради находятся такие стихотворения, как «Песнь барда» и « 10 июля. (1830)» («Опять вы, гордые, восстали…»). Эти два стихотворения непосредственно следуют одно за другим. «Песнь барда» помещена на развороте со стихотворением «Булевар» — сатирой на светское общество Москвы. Прозаическое вступление к «Булевару» с пожеланием, чтобы «перо в палку обратилось», очень сильно звучит рядом с гражданской темой стихотворения «Песнь барда». В этом стихотворении поэт рисует образ старика-певца, который, вернувшись на родину и застав ее в руках поработителей, разбивает в отчаянии свои гусли. Стихотворение является лирической вариацией замысла, нашедшего свое воплощение в поэме «Последний сын вольности».


Старик-бард сменил юношу-певца. Певец превратился из юноши в старца, потому что сам Лермонтов мечтает теперь о том, чтобы совершать подвиги, и уже не удовлетворяется тем,  чтобы  воспевать  их. Дальнейшее развитие революционной и гражданской тематики мы наблюдаем в тетради, относящейся к осени 1830 года 2. В этой небольшой тетради находится революционное стихотворение «30 июля.— (Париж) 1830 года»— отклик на  июльскую  революцию в Париже.


«Славное было время, — вспоминает Герцен, — события неслись быстро. Едва худощавая фигура Карла X успела скрыться за туманами Голи руд а 3, Бельгия вспыхнула, трон короля-гражданина качался; какое-то горячее революционное дуновение началось в прениях, в литературе. Романы, драмы, поэмы, —все снова сделалось пропагандой, борьбой». Юноша  Лермонтов писал:

  • Есть суд  земной и для царей.
  • Провозгласил он тзой конец;
  • С дрожащей головы твоей
  • Ты  в бегстве уронил венец.
  • И загорелся страшный бой;
  • И знамя вольности как  дух
  • Идет пред гордою толпой.
  • И звук один наполнил  слух;
  • И  брызнула в Париже кровь.
  • О! чем заплатишь ты, тиран,
  • За эту праведную кровь,
  • За  кровь  людей, за  кровь  граждан
  • Здесь же помещено стихотворение, обращенное к Новгороду, одна из лирических вариаций на ту же тему, что и поэма «Последний сын вольности». Борьбу Новгорода за вольность юноша-поэт сближает с современностью, с восстанием  декабристов.

  • Сыны снегов, сыны славян,
  • Зачем вы мужеством упали?
  • Зачем?.. Погибнет  ваш  тиран,
  • Как  все тираны погибали!
  • До наших дней при имени свободы
  • Трепещет ваше сердце и кипит
  • Есть  бедный град, там видели народы
  • Все то, к чему теперь ваш дух  летит.
  • Героическая тематика находит свое выражение и в стихотворении «Могила бойца». Оно помещено на той же странице, где  и стихотворение «Новгород». Итогом внутренней жизни Лермонтова 1830 года является поэма «Последний сын вольности». Поэма, с посвящением его другу Н. С. Шеншину, набело переписана в тетрадь обычного ученического формата. В этой поэме воплощаются мечты о подвигах, о революционной борьбе,  владеющие  Лермонтовым  в 1830 году. Тетрадь заканчивается решением Лермонтова перейти к созданию прозы. Во второй половине июля, в Середникове, Лермонтов снова возвращается к поэме «Демон». Аккуратно переписав семь куплетов третьего’ варианта поемы («По голубому небу пролетал…»), Лермонтов решительно проводит черту слева направо, через всю страницу, и под чертой широко и размашисто пишет: «Я хотел писать эту поэму в стихах,  но нет — в прозе лучше».


    В декабре 1831 года у Лермонтова созревает план исторического произведения из эпохи героической борьбы русского народа с татарами. Замыслом произведения о Мстиславе Черном из времен татарского нашествия и заканчивается тетрадь.


    В то же время в сознании Лермонтова оформляется мысль, что литературный труд может быть приравнен к подлинной борьбе. Год назад литературная деятельность не удовлетворяла Лермонтова. Теперь он видит в ней одну из  форм активной борьбы за счастье родины. В развернутом плане поэмы о Мстиславе, помещенном уже в следующей тетради 2, есть мысль о гражданской и патриотической роли искусства. Мстислав, умирая, просит рассказать о его подвигах певцу, который сложит о них песню, «чтобы этой песнью возбудить жар любви к родине в душе потомков». Мысль о воспитательной роли искусства, стимулирующего людей на подвиги борьбы, здесь сформулирована совершенно четко. От этой мысли, высказанной в плане поэмы о Мстиславе, путь ведет к стихотворению «Поэт», в котором Лермонтов семь лет спустя выразил свое миропонимание поэта-гражданина.


    Яркой, выразительной иллюстрацией нового отношения Лермонтова к своему творчеству служит тетрадь с дополненной и набело переписанной драмой «Странный человек», которая относится к концу 1831 года. После драмы помещен черновик небольшого лирического стихотворения, которое живо перекликается с содержанием драмы и является своеобразным послесловием к ней.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"