Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Гуманизм, как творческая позиция Джона Фаулза

29.12.2010

Вошел в литературу в 60-х гг., получил признание как один из величайших прозаиков. Произведения Фаулза — романы, повести, рассказы, эссе — вопреки разнообразию тем и образов, богатства приемов художественного изображения — объединены ведущей для его творчества проблемой: формирование самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Постижение собственной сущности оказывает содействие ориентации в мире и раскрытию возможностей личности. Преодоление отсталой, архаической, темной стихии, присущей человеку, открывает возможности для приобщения к жизни, красоте, гуманности.


Фаулз родился в городке Ли-Вон-Сии, что в графстве Эссекс. Учился в элитной школе в Бедфорде, со временем служил в Королевском флоте в морской пехоте. После Второй мировой войны продолжил образование в Нью-коледже Оксфордского университета, где специализировался в области романо-германской филологии. Преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции, Англии и оставил педагогическую деятельность лишь в 1963 г., когда успех первого опубликованного романа «Коллекционер» («The Collector») разрешил ему полностью отдаться творчеству. Тогда Фаулзу было уже почти сорок лет, он имел основательный жизненный опыт, его взгляды сформировались, а политические симпатии определились. Он был убежденным неприятелем английских консерваторов, ему были близки взгляды лейбористов (особенно их «левого» крыла).


Фаулз называл себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма», за возрождение которого он и высказывался, имея во внимании (и в этом его взгляды совпадали с позицией Дж.Б. Шоу), что капитализм неизбежно истощит, переживет себя, а система продуманных реформ может оказывать содействие этому процессу. Фаулз поддерживал движение «зеленых», что выступают за сохранение естественной окружающей среды. В своих эстетичных принципах он ориентировался на классические традиции, высоко ценил реалистическое искусство, считал его связь с жизнью непреходящей стоимостью, хоть в собственном литературном творчестве отнюдь не придерживается традициональных клише, органически объединяя свою преданность классике со смелыми художественными экспериментами.


Гуманизм является краеугольным камнем мировоззренческих и творческих позиций писателя. Фаулз считал, что литература должна оказывать содействие духовному усовершенствованию человека, быть серьезной и гуманной. Он придавал большое значение этическому компоненту в творчестве. Критики и о самом Фаулзе пишут как о писателе, который воплотил в своих произведениях этические нормы лучших образцов мировой литературы. Работая в разных жанрах, Фаулз больше всего проявил самобытность своего таланта как романист. Романный жанр он ценил и как «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и как форму влияния на духовную и моральную жизни общества.


После «Коллекционера» в 60-х гг. увидели мир такие романы Фаулза: «Маг» («The Magus», 1965), «Женщина французского лейтенанта» («The French Lieutenant’s Woman», 1969). К этому же периоду принадлежит и книга «Аристос» («The Aristos», 1964), в которой Фаулз делится своими мыслями и соображениями о проблемах философии, искусства, этики. Это своеобразный «автопортрет художника», который разрешает читателю познакомиться с широким кругом вопросов, которые волновали писателя. В этой книге Ф. высказывает мысль о том, что основой творчества должна быть четкая философская и эстетическая концепции.


Среди многих шедевров мировой литературы Фаулз с особым трепетом относился к «Одиссее» Гомера и «Буре» В. Шекспира. Об этом он пишет в эссе «Острова». «Одиссея», этот первый роман в истории человечества, который содержит в себе вечные темы — путешествия по территории жизни и странствования в глубинах собственного «я», тема поиска и стремления к познанию окружающей среды. Шекспировскую «Бурю» Фаулз воспринимает как пьесу о победе истинной культуры над бездушием, благородства и порядочности — над фальшивыми ценностями. Глубокий смысл приобретает в этом контексте образ «острова» и мотив «пребывания на острове». В «Одиссее» Фаулз особенно отличает эпизод с нимфой Калипсо, пленником которой на протяжении семи лет остается героем, попав на остров Огигию.


Здесь, в гроте, оплетенного виноградной лозой, Калипсо прятала Одиссея от всего мира; здесь, соблазненный ее чарами, он оставался на протяжении многих лет, тем не менее, не забыл своей родины и снова возвратился в мир жизни, продолжив свое путешествие в родную Итаку. Герои шекспировской «Бури» также оказываются на острове, где мудрый Просперо, унимая эгоистические стремления и в самом себе, и в других, помогает людям возвратить душевное равновесие, ощутить красоту природы. Повествуя о «Буре», Фаулз отмечал: «Настоящим островом в пьесе является наша планета в безграничном океане Вселенной».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"