Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Художественное своеобразие поэмы Некрасова

28.12.2010

Писать о народе, писать для народа можно только но законам народного поэтического творчества. Дело, однако, не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. Народность искусства Некрасова заключается не в заимствовании отдельных приемов фольклора, не в стилизации народной песни, эпоса. В литературе было много подражателей. Под народный стиль подделывались по-разному, иногда очень удачно имитируя отдельные признаки. В творчестве Мея, например, элемент русской народности принял какой-то археологический характер. Любителей видеть народность в деталях быта, обычаях (сарафан, курная изба и т. д.) осуждал еще Белинский. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» прежде всего народная тема — поиск народом пути к счастью.


Крепость сюжетного узла в поэме достигалась не только близостью художника к народному источнику. Сама близость предполагала наличие зрелости и мужества политической мысли. Обращаясь к творчеству народа, черпая материал из жизни народа, Некрасов выбирает как характерное, как образцовое только примеры, типы, в которых ярко обнаруживалась социально-политическая мотивировка. Например, песню «Мой постылый муж» он переделывает тай, что «сам смысл песни изменился. В устной традиции, — отмечает К. В. Чистов, — это песня о том, как жену плеткой заставили покориться мужу… Некрасов создал по существу новую песню, осуждающую этот обычай, призванную вытеснить в народном сознании другую песню, от которой он первоначально исходил». Все жанровое многообразие русского фольклора: сказки, песни, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки — нашло свое творческое отражение в поэме.


Некрасов иногда включал в поэму без изменения народные песни — бытовые, лирические, обрядовые. Но чаще он перерабатывал их. К. И. Чуковский, сравнив песню олонецкой вопленицы Ирины Федосовой с песней «Солдатская» у Некрасова, соглашается с выводами, сделанными некрасоведом Чистовым: «Выявление и усиление элементов социального протеста в используемых материалах фольклора является одной из самых заметных особенностей революционно-демократической поэзии Некрасова».


Поэт использует ряд текстов Федосовой. В ее песнях «Об убитом громом-молнией», «О погибших», «О попе», «Об упьянсливой головушке» рисуется глумление угнетателей над крестьянами. Некрасов революционизирует материал, найденный у Федосовой, в народном творчестве. Это заметили друзья, еще больше — враги. О песне Матрены и хора «Плетка свистнула, кровь пробрызнула…» Буренин писал: «Такого грубого реализма не обнаружит сам народ в своих безыскусственных песнях».


Иногда Некрасов привлекал только крестьянский язык, а не крестьянскую поэзию. В сцене: «Ругательски ругаются, немудрено, что вцепятся друг другу в волоса. Гляди — уж и вцепился! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку», конечно, выражены черты живой, разговорной речи, и через них точно воспроизводится характеристика действующих лиц.


Некрасов усиливает лиризм поэмы с помощью песни. Об этой особенности поэмы академик П. Н. Сакулив писал; «Он (Некрасов) составил из народа многоголосый хор и, искусно дирижируя, заставляет выступать то солистов, то хор». Можно сказать, что поэма не столько читается, сколько поется. Песня — постоянный спутник и яркий выразитель жизни и чаяний народных. Ее поют в одиночку, исполняют хором.


Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался также (для передачи старинной были) к историческому эпосу. Песня «Крестьянский грех» написана в духе былинных стихов. В песне «Адмирал-вдовец но морям ходил…» совершенно ясен былинный характер: используются повторения («по морям ходил, по морям ходил, корабли водил»), внутренние рифмы (ходил — водил), былинный оборот («Гой ты, староста!»). В основе рассказа лежит часто встречаемый в народном творчестве сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам воля.


Былинные образы призваны передать богатырскую мощь народа, его стойкость, его несгибаемую волю. Илья Муромец выступает в поэме в связи с революционной борьбой мужика. Загадки, пословицы, поговорки широко представлены в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мудрость народа, образность мышления и поэтические средства его выражения помогали Некрасову раскрывать глубину социально-психологической характеристики. Поэт любит напомнить народную загадку, приводя тут же ее разгадку (про эхо, про тени черные, про замок — собачку верную). Многие загадки точно воспроизводят записи, сделанные собирателями Садовниковым, Барсовым и др. Вот поэт рисует быт голодного труженика земли, который, наконец, дождался новых овощей. Поспели репа, морковь, свекла, горох.


Чтобы подчеркнуть всеобъемлющее значение этого урожая (ни о каких запасах пищи не может быть и речи, раз мужика обирают три «дольщика»), Некрасов пишет: «Теперь горох у всякого, у старого, у малого, рассыпался горох на семьдесят дорог!» Самое заветное  крестьяне выражают крылатыми пословицами: «Хвали траву в стогу, а барина—в гробу!» Пословица, записанная самим Некрасовым: «Есть у бога топоры, да лежат до поры», перерабатывается им в духе революционных устремлений народа: «Наши топоры лежали до поры».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"