Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Народный дух» в Наташе Ростовой

9.01.2011

Наташа Ростова входит в народную стихию. «Народный дух» живет в Наташе к удивлению даже самого автора. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка …, этот дух, откуда взяла она эти приемы…?» Наташе свойственно это внесознательное, «неизучаемое», по словам Толстого, чувство национального, общего. Поэтому в раскрытии главной мысли романа — мысли о бессознательном единении людей, важнейшая функция принадлежит образу Наташи.


Наиболее полно раскрываются характеры героев во время Отечественной войны 1812 года. С каким мироощущением приходят герои к этому великому событию? В сознании Пьера мир разрушен. Зло и ложь отталкивают его, загораживают ему все пути деятельности. Он пытается понять, что такое жизнь и как надо жить, чтобы не спасаться от жизни, а наслаждаться ею. Пьер найдет ответ на эти вопросы, пройдя через все испытания 1812 года.


Нелегко переносила разлуку с князем Андреем Наташа. После отъезда Андрея в душе Наташи образовалась пустота. Но желание любви заполняло ее: она влюбляется в Анатоля Курагина. Но это не значит, что она разлюбила князя Андрея. В Наташе две любви. Любовь к Анатолю, непонятная для нее, любовь без нравственных преград, и любовь к Андрею. Она принимает прекрасный облик Анатоля за прекрасную суть. Она слишком доверяет чистоте своих чувств: «Ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен …» Это особенность любви неопытных, чистых людей: создавать идеал подчас из ничтожества. Узнав о том, что Анатоль обманщик, Наташа решает отравиться. Ее сотрясает нравственная болезнь. Ей кажется, что жизнь ее кончена. Наташа раздавлена светом. Она — еще одна жертва его подлости, лжи, бессердечия. В продолжении всей этой истории меняется отношение Пьера к Наташе. Сначала он думает о ней с отвращением, ставит ее в один ряд с Элен. Но потом понимает, что Наташа — жертва. В нем просыпается жалость к ней, которую он принимает за любовь. Пьер чувствует, что теперь он нужен кому-то, он испытывает нравственное возрождение. Не только счастливая, но и несчастная Наташа, с полнотой ее радости и ее страданий, дарует людям веру в счастье.


Так встречает Пьер начало войны. Душа его «расцвела к новой жизни». Толстой видит будущее своих героев. «Новая жизнь» Пьера — новая и великая истина, которая ему откроется во время войны.


Узнав об измене Наташи, князь Андрей встречает войну в озлобленном, тяжелом состоянии духа. От озлобления против мира лжи и мелкого эгоизма к открытию истины человеческой жизни ведет его Толстой. от радостного предчувствия счастья к открытию той же истины придет Пьер.


По мнению многих критиков, Толстой, обращаясь в романе к историческим лицам и фактам, не всегда точно воспроизводил эти факты и эти лица. В ряде случаев он «додумывал», домысливал историю. Вместе с тем большинство страниц романа дают точную картину эпохи и в основном верное изображение исторических деятелей. Толстой создал свой роман прежде всего для того, чтобы высказать свои мысли о границах свободы и зависимости, и свои взгляды на историю.


Решая вопрос о том, как Толстой понимал роль личности в истории, следует помнить о главной мысли романа — мысли народной. Толстой хотел прежде всего восстановить правду, но в таком виде, как он — художник, а не историк ее понимал. Правда войны 1812 года в том, что она выиграна народом, только народом. Так называемые великие люди или мешали этой победе (Александр I, Бенигсен), или не мешали (Кутузов). Создавая образы Кутузова и Наполеона, Толстой, как правило, точно воспроизводил внешние обстоятельства их деятельности, однако эту деятельность по-своему, с позиции отрицания роли личности в истории. Поэтому, с точки зрения историков, образы Кутузова и Наполеона не всегда исторически достоверна, но имея в виду художественную идею романа, мы не можем не восхищаться целостностью и художественной законченностью этих образов. Анализируя Кутузова и Наполеона в романе, мы должны думать о мировоззрении Толстого, о роли его героев в романе.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"