Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Обличение пороков общества в произведениях Чехова

3.01.2011

Начинается рассказ с того, что герой приезжает работать в небольшой уездный городок. Работа у пего тяжелая, ее много, круг общения практически отсутствует. Когда героя знакомят с семьей Туркиных, оп с удовольствием отправляется к ним с визитом. Старцев ощущает, что Туркины – хорошие люди, но с каким-то изъяном, с фальшью. Отец семейства без устали демонстрирует провинциальное остроумие, мать театрально кокетничает и читает вслух романы собственного сочинения, выказывая дурной литературный вкус и отсутствие художественного дарования. Дочь играет па рояле, поражая гостей быстротой и громкостью исполнения пассажей. Ни гости, ни хозяева не ощущают, что семья заражена пошлостью как неизлечимой болезнью. Некоторую неловкость чувствует лишь Старцев, еще не привыкший к местным вкусам.


Тем не менее, на него произвели большое впечатление красота и молодость 18-летией дочери Туркиных Екатерины – той, что играла на рояле.


Старцев мечтает о любви, жизнь ему кажется прекрасной. Но Катя – дочь своих родителей. Ее заботит не чувство молодого человека, который вполне мог бы стать ей достойной парой, а стремление продемонстрировать остроумие (по своему уровню сопоставимое с остроумием Туркиных-старших). Она назначает Старцеву свидание па кладбище, куда влюбленный юноша послушно приезжает. Здесь, ожидая Катю, он переживает минуты духовного подъема, которые в его жизни никогда больше не повторятся. Соседство со смертью и любовное волнение пробуждают воображение героя, оп чувствует, что его души коснулись некие невыразимые истины. Екатерина так и не приходит, и в памяти Старцева остается лишь досада по поводу «хлопот» – даром потраченного времени.


Любовь Старцева была опошлена глупенькой шуткой, а затем отвергнута. Екатерина Ивановна отказала Старцеву, сказав, что она любит искусство и семейная жизнь не для нее. Ложные ценности, внушенные девушке в семье, отодвинули для нее на задний план ценности подлинные. Пошлость – этот злой дух, поразивший семью Туркиных, – лишил и Екатерину Ивановну, и Старцева возможности любви, семейного счастья. Старцев, получив отказ, поначалу переживал. Но потом он постепенно успокоился и зажил по-прежнему. Со временем Екатерина Ивановна уходит из его духовного мира, по вместо псе появиться некому. Его раздражают люди, окружающие его, «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом», удручает их тупая и злая философия. Старцев одинок, поскольку так и не смог внутренне «породниться» с духовным миром Туркиных и им подобных. Обыватели начинают презирать Старцева, называя его «поляком надутым», а тот перестает радоваться жизни, не стремится ни к чему, кроме денег.


Через несколько лет Екатерина Ивановна возвращается в город и ищет встречи со Схарцевым. Живя вне родительской семьи, она очень изменилась, стала проще, искреннее, разумнее. Теперь она здраво оценивает свои способности, по зато идеализирует Старцева, полагая, что тот, будучи земским врачом, занимается настоящим, благородным делом. Однако изменился и Старцев. Его душа уже не способна к любви, «огонек» в его сердце ненадолго вспыхивает, но при мысли о деньгах быстро гаснет.


С течением времени Старцев окончательно превращается в «Ионыча» – человека с тяжелым, раздражительным характером, сосредоточившим все свои устремления на деньгах. Прошлое умерло для него, духовная жизнь его закончена. Отгородившись от интеллектуальной убогости обывательского мирка, Старцев не заметил, что сам стал воплощением пошлости и мещанства, превратился в олицетворение духовного провинциализма.


Основной темой новелл А. П. Чехова как писателя критического реализма принято считать обличение пороков русского провинциального общества конца XIX — начала XX века. Как выразился М. Горький, «его врагом была пошлость»; действительно, то, с чем боролся и что высмеивал Чехов, — обыденность и вульгарность жизни, узость человеческих интересов, беднота ума — можно объединить этим емким словом. Главные , герои рассказов нередко попадают в ситуации, когда им приходится делать выбор, возможно, неосознанный: стать частью пошлой, серой массы или вступить с ней в борьбу. Первое, на вид довольно безболезненное, решение грозит нравственному человеку душевными муками; второе же в силу численного перевеса и большей социальной власти толпы может довести героя до отчаяния, помешательства и даже смерти.


По Чехову, серая масса обладает огромной силой и способна поглощать, втягивать в себя людей, потенциально способных к нравственному развитию, но вместе с тем недостаточно устойчивых в своих убеждениях.


Так, в знаменитом рассказе «Ионыч» главный герой деградирует как личность, превращается из интересного человека, способного на глубокие чувства, в равнодушный механизм, играющий в карты, посещающий больных и вечера по заведенному порядку, обычаю, традиции. В трагедии доктора Старцева можно обвинить общество, считающее самой интеллигентной в городе семью банальных, пошлых, нравственно статичных людей. Но опять же причиной ей могло послужить и то обстоятельство, что доктор Старцев никогда не осознавал и не формулировал для себя моральный разрыв между ним и семьей Туркиных, хотя не раз смеялся над их странными привычками. Ионыч не сумел изначально понять разницу, был духовно слеп (возможно, потому что влюблен), как не смог увидеть различия и другой персонаж Чехова, более близкий автору, — доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья».


Дымов, человек, увлеченный наукой и готовый бескорыстно посвятить ей всю жизнь, не способен уделить много внимания личной жизни и быть более разборчивым в людях. Он женится на Ольге Ивановне, не замечая ее склонности к поиску «великих людей», и до самой смерти, вероятно, не понимает, что именно эта женщина стала причиной его гибели. Такое безропотное, бессловесное, великодушное существо не в состоянии противостоять пошлости, хотя интуитивно может ее чувствовать. Он смиряется и от этого мира уходит с головой в работу; Дымов не борец, а отличный работник, несчастный в личной жизни. Автор относится к нему с симпатией и сочувствием, но доктор Дымов идеален лишь как трудолюбивый, способный посвятить всю свою жизнь науке, бесконечно добрый человек.


Приблизиться к пониманию чеховского идеала можно через еще один контрпример. В рассказе «О любви» Алехин повествует об упущенном им счастье, несостоявшейся любви. Чехов проповедует необходимость бороться за убеждения, счастье, отстаивать свои права, чувства, любовь. Алехин пошел на поводу у общественной морали, позволил возлюбленной уехать и лишь в последний момент понял, что никакие преграды на свете не стоят того, чтобы/два человеческих существа стали несчастными. Как своеобразное продолжение рассказа «О любви» можно воспринимать рассказ «Дама с собачкой», в которой главный герой (Гуров) едет за любимой в глухой уездный город, и их связь продолжается. Неизвестно, что лучше: страдать поодиночке или, изредка встречаясь, вновь и вновь расставаться.


У Гурова ситуация безвыходная: он женат, она замужем, у обоих дети. Двое не могут победить существующую действительность и общество, которое не поймет влюбленных и осудит их; они должны биться, «как птицы в клетке», и не находить решения. Здесь позиция Чехова достаточно противоречива, непонятно, чего ради обманывают Гури Анна своих супругов, ведь эта связь обречена; конечно, эта проблема не решена до сих пор и поныне спорна. Очевидно одно: автор новеллы одобряет действия героя и сочувствует ему; по мнению Чехова, Гуров прав.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"