Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Первые романы Фуэнтеса

29.12.2010

Родился в г. Панама в семье дипломата. На протяжении 1944-1950 гг. учился в Мехико и Женеве, потом работал в мексиканском столичном университете, министерстве иностранных дел, ООН, в 1975—1977 гг. был послом Мексики в Париже, занимался журналистикой, много путешествовал по разным странам света. С литературными произведениями начал выступать с середины 50-х гг. В 1954 г. был выдан первый сборник рассказов Фуэнтеса «Замаскированные дни» («Los dias enmascarade»). В древнеацтекском календаре так назывались пять последних дней года, короткий период неуверенности и бездеятельности, который связывал год, который прошел, со следующим.


Сечение времени, момент равновесия между прошлым, которое уже потеряло свое влияние, и будущим, которое еще не началось, это, по Фуэнтесу, выразительный символ мексиканской социально-политической действительности. В новеллах сборника писатель обращается к мексиканскому фольклору, хотя ведущей линией его творчества он не станет. Сам Фуэнтес так сформулировал две основных темы, которые стали магистральными в его дальнейших творческих поисках: «Тема города Мехико — такого таинственного и в определенном смысле отвратительного, и тема социальной действительности страны… обе темы представлены в их отношении к реликтам древней Мексики. Здесь уже встречается то, что стало для меня главным направлением в литературе — символический реализм».


В противоположность выдающейся плеяде латиноамериканских романистов, которые разрабатывали в своем творчестве принципы «магического реализма» и с которыми связывали будущее латиноамериканского романа, Фуэнтес, наоборот, возражал положительному влиянию на современную культуру мифологического элемента, который считал «реликтом прошлого» и активно экспериментировал с романным жанром в духе поставангардистской поэтики.


Уже первый роман Фуэнтеса «Край прозрачного воздуха» («La region mas transparente», 1958), в котором писатель смело экспериментирует с техникой повествования, принес ему литературное имя. В романе воспроизведена широкая панорама жизни пореволюционной Мексики, обрисованы различные общественные прослойки — от беднейших до богатейших: шоферы, рабочие, проститутки, банкиры, обедневшие аристократы, буржуа и великосветские господа. Подробнее описан современный мексиканский интеллигент Родриго Поля. Это человек, который продолжительное время сомневается в правильности своих решений и поступков и, в конце концов, делает выбор в пользу конформизма. Поля становится модным сценаристом, но, как и многие его современники, предает идеалы юности, идеалы мексиканской революции, героем которой, как он думает, был его отец, который, впрочем, также опровергается автором. Писатель подводит своего читателя к мысли, что мексиканская революция делалась руками не тех, кто пришел к власти позднее; героизм мексиканских революционеров — давно искаженное и перепроданное понятие, которое со временем еще больше становится предметом фальши и демагогии.


Два следующих романа Фуэнтеса углубляют социально-критическую направленность его творчества и вместе с тем ознаменованы некоторым послаблением внимания к проблемам художественной формы. В романе «Чистая совесть» («Las buenas conciencias», 1959) писатель изобразил духовную эволюцию провинциала Хайме Себальоса: начальное воспитание, религиозный кризис, отказ от иллюзий юности. После определенных сомнений — жить «по совести» или с «чистой, т.е. приглушенной, совестью» — он выбирает последний вариант. В центре романа «Смерть Артемио Круса» («La muerte de Artemio Cruz», 1962) — история финансового магната Артемио Круса, который сказочно разбогател после революции. На склоне лет, смертельно больного, его мучают укоры совести, в памяти всплывают многочисленные измены, подлость, циничность, беспринципность, которые прокладывали ему путь к богатству.


Ряд следующих выдающихся романов 60— 70-х гг. были созданы под лозунгом «полнейшей автономии воображения», который писатель обосновал в теоретической работе «Новый испано-американский роман» («La nueva novela hispanoamericana», 1969): усложненность повествовательной и композиционной структур, «языковая революция», жанровое новаторство и т.п. В центре первого из этого ряда романов «Изменение кожи» («Cambio de piel», 1967) образ Мексики, страны, где путь конкистадоров проложил путь духовным поискам современников Фуэнтеса. В романе «Священная зона» («Zona sagrada», 1968) интерпретируется классический миф об Эдипе. Юноша Гильермо с детства влюблен в свою мать Клавдию, выдающуюся киноактрису, и постепенно этот комплекс становится основой его психического разлада. В романе «Терра Ностра» (лат. «новая земля»; 1975) писатель переписывает исторические события, смешивает временные планы, разворачивает цепь удивительных метаморфоз, проводит своих героев от Испании времен Филиппа II до империи ацтеков.


Повесть «Сейчас и сегодня» (1975) посвящена теме молодежных бунтов, которые в 60-70-х гг. широкой волной прокатились в странах Запада и, частично, Латинской Америки. В интерпретированной в мифологическом духе истории появляются «мятежные» персонажи, которые воплощают разнообразнейшие сферы общественной жизни: крестьянин, студент, сын богатея, девушка. Собравшись вместе, они мастерят что-то вроде ковчега (библейский миф) и плывут куда-то на обетованную землю. Каждый из них излагает собственную модель предполагаемого счастливого мира, который они воображают в широчайших координатах – от идеалов мексиканской революции до мира свободного секса (не смотря на мораль и пол). Иллюзия общего единения разрушается после того, как сына богатея находит и забирает отец, а все другие герои возвращаются к своим будничным делам. В дальнейшие годы Фуэнтес написал такие романы, как «Голова гидры» («La cabeza de la hidra», 1978), «Далекая семья» («Una familia lejana», 1980), «Старый гринго» («El gringo viejo», 1984), «Христофор не родившийся» («Cristobal nonato», 1988), «Компания» («La Сатрапа», 1991) и др. Его перу принадлежат также сборники рассказов, пьесы, эссе.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"