Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Принципы Пушкина, как основа своего творчества

6.01.2011

Принципы, которые Пушкин положил в основу своего творчества ещё в 1817 – 1820 годах, стали прочным фундаментом его взглядов на поэзию, исходным пунктом в развитии его мировоззрения. В стихотворениях, написанных после 1823 года, вопрос о цели поэзии уже не решается однозначно. На первый план выходит нравственное начало в творчестве, поиски гармонии и совершенства. Истинная поэзия возвышает человека: В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихрь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйной… Эти строки из стихотворения “Разговор книгопродавца с поэтом” точно объясняют ту задачу, которую Пушкин ставил перед поэзией. Сравнивал вдохновение со стихией природы, он доверяет поэту самые большие ценности: волю, гармонию и красоту.


В стихотворении “Пророк” 1826 года особенно ярко выразился взгляд Пушкина на поэзию как на силу, пробуждающую в людях добро. “Глаголом жги сердца людей” – значит поднимай отчаявшихся, пробуждай духовно спящих, заставляй человека видеть красоту мира и стремиться к ней. Пушкин возражает против представления поэзии только как средства политической борьбы: “Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом, если же хочет просто гражданствовать, то пиши прозою.” В одном из писем В. А. Жуковскому Пушкин замечет: “Цель поэзии – поэзия…” Поэзия Пушкина – это самоотверженное служение добру, вера в человека, красоту и гармонию, это обращение к будущему:


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жесткий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


Цель поэзии у Пушкина – это не влияние на народ, не воспитание. Каждая душа развивается сама. Поэтому поэт и не берётся исполнять требования толпы. Цель поэзии – это поэзия. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, потому что он не может по-другому, потому что он поэт. По Блоку поэт – сын гармонии. Он должен освободить звуки из родной стихии и привести их в гармонию и вынести эту гармонию во внешний мир. По Пушкину на первое место ставиться нравственное начало в творчестве, поиски совершенства, гармония.


Но у Блока эта гармония – гармония звуков, а у Пушкина – гармония между внутренним состоянием поэта и действиями, происходящими вокруг него. Поэт в представлении Пушкина самый возвышенный и глубокий образ. Настоящему поэту мало одной одарённости, надо ещё иметь судьбу, родственную с судьбой времени, надо чувствовать все звенья бесконечной цепи жизни и обладать творческой верой в себя, в мир человека. Чем талантливей поэт, тем большую, по своей воле, он берёт на себя ответственность. И Блок и Пушкин понимали, что жить стоит только так, чтобы предъявлять очень высокие требования к жизни: всё или ничего, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть, пусть этого сейчас нет и долго не будет. Поэт не может жить без раздумья о мире и о каждом человеке. Такова его судьба. Он на веки приговорён к этому беспокойству. Поэт и после смерти своей не даёт покоя всем, кто попадёт в его космический корабль, стартовавший в завтрашний день человечества.


В. Г. Белинский в силу присущей ему способности исторического мышления счел нужным ограничительно определить социальную значимость своих оценок художественных произведений. Он писал о Пушкине: “Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего”.


В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ пишет: “Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это – романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы. “…Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю”. “…Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не изменилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зеркалом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, принятой около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца”. “…Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось”.


Он уехал из Петербурга в мае 1820 года – чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был. В этом была относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником – и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина – расцвет романтизма.


В стихотворении “Деревня” (1819) Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.


Различное содержание двух частей стихотворения определило и различие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: “барство дикое”, “на пагубу людей избранное Судьбой”, “неумолимого владельца”.


Чтобы лучше понять идейно – образное содержание романтического метода, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры – к “Узнику”. Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается обручи “темницы” и томящегося в ней “узника”. Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое преступление герой “сидит”? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормально и правильно.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"