Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Роль поэтических образов в раскрытии образа Старцева

8.01.2011

Его композиция починяется одной цели – показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги по мере развития сюжета истязают. Пока С. был молод он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вел споры и разговаривал с окружающими. Его старость подобна неверному, изменчивому свету луны: пока она есть, С. «ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи и объятия», но он отбросил мечтания и перестал ждать Котика в тот момент, когда «точно спустился занавес, луна ушла под облака». По мере того, как круг интересов С. сужается, пейзажи, тонко передающие очарование любви, диалоги, обрисовывающие гамму его чувств, исчезают. С. превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Яркие краски делаются теперь ненужными в произведении.


Ещё одной интересной композиционной особенностью, что город, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Но, несмотря на это, читатель хорошо чувствует атмосферу губернаторского города. Автор знакомит нас с самой «образованной и талантливой семьей» в городе – семьей Туркиных.


Внешне красивая жизнь Туркиных оказывается очень монотонной: глава семьи в любительских театрах играет генералов, любит пошутить и поострить; жена пишет повести и охотно читает их вслух гостям; дочь играет на рояле. Все это прекрасно, но когда из года в год Иван Петрович слово в слово одни и те же шутки, Вера Иосифовна пишет то, чего не бывает в жизни, во время игры Котика на рояле кажется, что сыплются тяжелые камни, а в доме стоит неизменный запах жареного лука, как-то перестаешь верить в талантливость этих людей. Их наигранность стала очевидной и удручающей. Не случайно молодой доктор Старцев вначале приятно удивлен талантливости семьи Туркиных, мечтает о счастье с Котиком. Но жеманство Екатерины Ивановны в конце концов стало смешным и жалким. Правда, и сам С. недалеко ушел от этих людей. Он «ожирел» не только телом, но и душой. Прежде С. выгодно отличался от жителей города. Но постепенно он в их жизнь и привык к ней.


Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как деньги и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным. В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высокими идеалами и желаниями. Прежде он выгодно отличался раскаленными движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Он влюбляется в молодую, милую девушку – Екатерину. Ездит на бездарные вечера к Туркиным, в которых из года в год повторяется одно и тоже. И даже пылко признается в любви Екатерине Ивановне, но получает отказ. Дня три у доктора все валиться из рук, но потом все успокаивается. Дмитрий Ионыч за четыре года превращается в мерзкого, толстого, поглупевшего, и жадного «поляка надутого». И в своем последнем разговоре с Екатериной говорит ей об этом. А она, когда – то отказавшая ему, и поняв, что она не виртуозная пианистка, хочет заманить его в свои чары. Доктор Старцев же, напротив, рад, что не женился тогда, и , видимо, все – таки доволен своей «жизнью». Доктора Дмитрия Старцева теперь зовут просто Ионычем. Конечно, во всем этом «крахе» человека виновата и среда. Мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который откровенно растерял или забыл все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование…


Темой многих рассказов А. П. Чехова, например «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена — именами нарицательными.


Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня». За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством.


Страшную картину омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажает Чехов в рассказе «Ионыч». Страшную потому, что без ножа и кастета она губит человека, превращает его из существа одухотворенного в бездушного «языческого идола».


События происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора. Мать, Вера Иосифовна, сочиняет бездарные опусы о том, «чего никогда не бывает в жизни». Дочь, Катерина, по воле родителей перекрещенная в мещанского Котика, играет на рояле так, что «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться «.


Однако, постепенно узнавая членов этой семьи, мы понимаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Закономерно возникает вопрос: если самые талантливые люди во всем городе столь бездарны, то каков же должен быть город? Семья Тур-киных действительно выделяется на общем фоне, но если она — вершина, то что же представляет собой низ!


«…Пока с обывателем играешь в карты и закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти» — вот собирательный портрет жителей города.


И в такую жизнь окунается герой рассказа, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Чехов показал несколько ступеней в жизненном пути героя, но с каждой ступенью Старцев ниже и ниже падает на дно обывательщины. Вначале перед нами живой, деятельный молодой человек. Бедный разночинец, «дьяковский сын», он полон энергии и сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересует литература, искусство. Он пытается войти в жизнь горожан. Но Старцев чувствует себя одиноко среди обывателей и в беседе с Котиком жалуется на окружающих его людей.


Однако проходит несколько лет, около десятка, и мы видим перед собой уже другого человека. Старцев «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».


Прежде обыватели видели в докторе что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному зовут «Ионыч».


Интересы Старцева становятся такими же, как и интересы других горожан. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. Ионычу уже ничто не сможет помочь выбраться из обывательского общества, так как «он одинок… ничто его не интересует», как и многих в городе. За короткий срок доктор потерял все, что отличало его от рядовых горожан, прошел такой жизненный путь, что сам стал воплощением обывательщины и мещанства.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"