Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение по рассказу Чехова «Цветы запоздалые»

2.01.2011

В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему — трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному финалу. Центральная мысль рассказа — любовь. Писатель изображает жизнь семьи князей Приклонских. В центре портрет одной героини: «хорошенькой, как героиня английского романа». Это княжна Маруся. Собственно, как такового, портрета Маруси автор не создал, читателю остается только собственным воображением ее представить. Она довольно симпатичная девушка. Любит мать и брата Егорушку. Брат же оказывается глубоко порочным человеком, не желающим избавляться от вредных привычек.


Мать старается повлиять на Егорушку, рассказывая ему истории из жизни их крепостного, а сейчас богатого и влиятельного доктора Топоркова, который в будущем сыграет трагическую роль в жизни семьи Приклонских. Но вернемся к любви Маруси к брату, которого в общем любить не за что. Скорее это вовсе не любовь, а привязанность, инстинкт родной крови — явление распространенное.


Человек не может освободиться от зависимости этой несколько даже, по-моему, жертвенной привязанности к человеку, недостойному такого отношения. Маруся уверена, а скорее всего, подсознательно внушила себе, что брат пьет с горя, а не от порочности натуры. Ей хочется верить, что «вином и водкой заливает он безнадежную любовь, которая жжет его сердце».


Егорушка, в свою очередь, тоже испытывает сложные чувства к родне: ему их жаль «и в то же время сильно хотелось выгнать их из комнаты».


Ему надоели их наставления и упреки. Он чувствовал некоторое угрызение совести, что его только раздражало. Егорушка вел себя как типичный алкоголик: давал обещания не пить и каждый раз напивался до того, что его привозили из ресторана мертвецки пьяным. Чехов точно изображает пьяницу: официант «держал в своих объятьях тело мертвецки пья-цого князя Егорушки. Егорушка был в самом бесчувственном состоянии и в объятьях «человека» болтался, как гусь, которого только что зарезали и несут в кухню». Вскоре появляется в повествовании и доктор Топорков. Маруся и Егорушка заболели, и мать вызвала доктора Топоркова, так как была высокого мнения о его профессиональных качествах. Он вылечил Приклонских, взял с них деньги, и на этом визиты его к ним кончились.


Однако Маруся, начитавшись романов о любви, успела влюбиться в доктора. В воображении девушки доктор предстал умным, красивым, благородным. На его фоне она вдруг осмыслила пороки Егорушки. События развернулись совершенно неожиданным образом: Топорков не обращал никакого внимания на Марусю, но вдруг пришла от него сваха и сказала, что доктор просит руки Маруси, но хочет за нее 60 000 приданого. Княгиня рассудила, что, назвав такую сумму, заведомо зная, что она слишком для нее велика, Топорков не любит ее дочь, оскорбилась и резко отказала свахе. В это время Маруся, не зная об отказе, строила романтические планы о прекрасном будущем.


Топорков, получив отказ, не растерялся и женился на богатой купчихе. По сути, он женился на деньгах.


Жизнь героев пошла под уклон. Они переступили нравственную черту, впереди их ожидала никчемная жизнь. Княгиня-мать не пережила разорения. Егорушка стал пить еще больше, брал у Маруси последние деньги, завел любовницу, словом, опускался все ниже и ниже. Маруся от всех жизненных неурядиц вновь заболела. Она пошла к доктору и призналась ему в любви. В Топоркове же вдруг проснулись благородные чувства. Ему стало стыдно за свою жизнь, за то, что он брал деньги с больных, за то, что женился на деньгах. И тогда он решает уехать с Марусей во Францию, чтобы спасти девушку. Но она умерла.


Для нравственного возрождения Топоркову не хватило жизни Маруси. Он вернулся в Россию и стал вести прежний образ жизни. Правда, Егорушку он взял жить к себе, потому что он напоминал доктору Марусю, а не из каких-то нравственных побуждений. Он позволял ему пьянствовать и пропивать деньги. Вот так мелочная жизнь разрушила судьбы людей, которые могли бы прожить жизнь счастливо и полноценно. Топорков имел талант доктора и незаурядную волю. Маруся — благородное, честное сердце. Егорушка был материально обеспечен и мог, кроме вина, найти занятие в жизни. Но, увы…


Несомненная ценность творчества Чехова, по-моему, в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться, если он не враг себе.


А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы — период безвременья, когда идеалы народничества рухнули, а новых еще не существовало. Чехов и не хотел жить по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их. У него не было окончательно сложившегося идеала будущего человека. Чехов смотрел на жизнь и искал этот идеал. Он понимал, что нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни, а его может дать лишь сама жизнь.


Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: «Что мир «кишит негодяями и негодяйками», это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать самое литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле… Литератор обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни…» Вот почему Чехова больше привлекал заурядный поток жизни — та, по определению Гоголя, «тина мелочей», барахтаясь в которой люди перестают замечать, как ничтожны их цели. Именно здесь Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, нужно было показать, как под влиянием привычки обессмысливается поведение людей, то есть нужно было показать обычного человека в его обыденном существовании. И чтобы показать жизнь во всем ее разнообразии, Чехов в своих рассказах описывает действия, происходящие в городе и в деревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.


В произведениях одного только года больше двухсот пятидесяти основных персонажей, которые являются представителями почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные — от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, доктора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действие эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в своем идеале.


Так, например, мелкий чиновник в изображении Чехова — это злобный, завистливый, вздорный и трусливый человек. Обыкновенно он вполне удовлетворен условиями своего существования, а если и бывает иногда недоволен, то лишь тем положением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах изменить эту жизненную установку чиновника. Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог («Смерть чиновника»). Тонкий закончил гимназию, однако, как только услышал, что друг его детства уже тайный советник, тут же «съежился, сгорбился, сузился» и «Ваше превосходительство… Хи-хи-с!» («Толстый и тонкий»). По этому поводу сам Чехов писал: «…Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"