Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Стихи в «юношеских» тетрадях Лермонтова

31.12.2010

На сборнике общества Раича «Новые Аониды» был эпиграф из Батюшкова, а последнее стихотворение Раича носило название «Цветок на гроб Батюшкова». Стихотворения в тетради Лермонтова 1829 года свидетельствуют о том, что он находится в этот период  под впечатлением Батюшкова. Лермонтов много пишет о друзьях и о дружбе. Второе стихотворение рукописного сборника  «Пир»:

  • Приди ко  мне, любезный друг,
  • Под сень черемух и акаций,
  • Чтоб разделить святой досуг
  • В объятьях  мира,  муз и граций”.
  • Стихотворение представляет собой дружеское послание типа «Моих пенатов» Батюшкова. Юный поэт приглашает друга на лоно природы. Здесь — тот же культ сельской тишины и уединения, простоты деревенского быта, те же образы древней мифологии на фоне русской жизни, та же излюбленная батюшковская рифмовка «акаций» — «граций», которую мы встречаем не только у самого Батюшкова,  но и у Раича и его друзей.


    Пускай  и  в  сединах,  но  с бодрою  душой, Беспечен, как дитя всегда беспечных Граций, Он некогда придет вздохнуть в сени густой Своих черемух и акаций.


    Батюшков. «Беседка муз».


    Одно из стихотворений сборника посвящено греческому богу Пану. Стихотворение «Пан» выражает литературные интересы Лермонтова-пансионера, явившиеся результатом как занятий в кружке Раича, так и уроков Мерзлякова. «Пан» перекликается с «Музой» Пушкина, — стихами, которые Пушкин любил за то, что они, по его собственному выражению, «отзываются стихами Батюшкова». Пан учит юношу Лермонтова играть на свирели, как муза учит Пушкина. «Муза» была помещена в разделе «Подражания древним» ‘, к «Пану» Лермонтов делает приписку: «в древнем роде».


    На развороте листа, прямо напротив «Пана», расположено стихотворение «Жалобы турка». Стихотворение свидетельствует о том, что юноша Лермонтов уже к лету 1829 года хорошо понимал всю тяжесть политического и социального гнета в современной ему России:

  • Там стонет человек от рабства и цепей!
  • Друг этот край моя отчизна!
  • Помещая стихотворение с острым политическим содержанием в тетрадь, предназначенную для чтения среди родных и знакомых, Лермонтов прибегает к маскировке и переносит действие в Турцию. В то время в сборниках и журналах печаталось много статей, где говорилось о политическом гнете, о варварстве и рабстве в Турфа. Сама литературная форма («Письмо. К другу, иностранцу») могла быть подсказана статьей в «Галатее» под заглавием «Письмо к другу за границу»2. В конце юноша-поэт прибавляет четыре строки, в которых делает намек на вынужденную маскировку и помогает читателю понять истинный  смысл  стихотворения:

  • Ах! если ты меня поймешь,
  • Прости свободные намеки;
  • Пусть истину скрывает  ложь:
  • Что  ж  делать? — все  мы  человека!
  • В этой тетради Лермонтова имеет свое начало обличительная линия его творчества. В ряде эпиграмм и в стихотворении «Два сокола» есть элементы критики современного общества. В конце тетради мы можем наблюдать зарождение образа демона.


    В стихотворении «Ответ» Лермонтов говорит о разочаровании. Герой стихотворения — предельно разочарованный человек:

  • Он любит мрак уединенья,
  • Он больше незнаком с слезой,
  • Пред ним  исчезли  упоенья
  • Мечты бесплодной и пустой
  • И далее, через две страницы, следует стихотворение «Мой демон». В этом стихотворении мы впервые встречаем образ демона у Лермонтова. Автор тетради трактует его «как собрание зол». Образ демона дан в духе романтизма 20-х годов XIX века. В нем все преувеличено и нет ничего (роднящего  его с людьми. Последнее стихотворение тетради, как и первое, обращено к другу. Но эти два стихотворения очень различны по  своему  содержанию. Первое — проповедь холодной морали, последнее — выражение горячей любви к земле, со всеми ее радостями и печалями, со всеми бурями и страстями:

  • И  я  к высокому, 
  • в порыве дум  живых,
  • И я душой летел во дни былые;
  • Но мне милей страдания земные:
  • Я к  ним  привык и не  оставлю их..
  • Так подытоживает юноша свой пройденный путь. Содержание следующей сохранившейся тетради Лермонтова относится ко второму пансионскому учебному году, к осени и зиме 1829—1830 годов 3. Мы находим в ней продолжение того процесса идейного и психологического развития юноши Лермонтова, один из моментов которого мы наблюдали на страницах предшествующей тетради, показавшей нам его таким, каким он был летом 1829  года.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"