Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Диалоги князя Андрея и Пьера и их роль в романе

22.12.2010

После отмены крепостного права в литературе открывались новые страницы русской жизни. Написание романа «Война и мир» связано с событиями, происходящими в России. В романе участвует более пятисот героев. Он изображает каждого человека, и все они рисуются по-разному. Одни герои нравятся нам, других мы ненавидим. Мы, читая роман «Война и мир», живем вместе с ними, слышим их голоса, узнаем их мир. Этот роман называется романом-эпопеей, который раскрывает и показывает нам события из истории страны. Главная мысль романа — мысль народная. И эта мысль живет в каждом образе. Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в мечтах о деятельности, которая полезна для всего народа. Они ищут на своем пути правду и добро.


На протяжении всего романа Толстой называет Россию «беспокойным миром» придворных вельмож, которые равнодушны к судьбе родины. Бородинское сражение для них — «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». У Анны Павловны Шеррер в салоне в это время собираются гости и читают живое письмо. Они не понимают, что в этой битве сражается простой народ. Эти простые солдаты-крестьяне и сами не подозревают, что они истинные герои. Они любят и пошутить, и спеть песни, но за этими песнями и шутками мы видим, как и Пьер: «Они просты. Они не говорят, но делают…» В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека. Толстой не раз говорит, что именно этими людьми была завоевана победа.


Толстой рисует силу подвига народа, и в это время он показывает муки, которые приносит война. Он с любовью говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания для того, чтобы освободить родную землю. Сам Кутузов говорит: «Чудесный, бесподоб ный народ». Даже сам купец Ферапонтов произносит слова с гневом о сдаче русскими Смоленска: «Решилось! Россия!.. Алтаныч! Решилось! Сам запалю. Решилось…» Крестьяне жгут свои дома, чтобы ничего не осталось врагу. С французами боролись простые крестьяне, старостиха Василиса, побившая сотню французов, дьячок; истинные герои в то время были простые солдаты, как Тихон Щербатый. Это был «самый полезный и храбрый человек». Он с топором в руках идет на врага, потому что у него большая ненависть к противнику. Но он жесток только к врагам, с друзьями он любит пошутить при любых обстоятельствах. Платон Каратаев совсем не похож на Тихона Щербатого. Он любит всех людей, даже французов, говорит ласково, говорит о людях, о жизни. Он любит говорить пословицами: «Не нашим умом, а божьим судом». Он ищет правду.


В войне 1812 года цели ее ясны каждому солдату, крестьянину, и потому она носит народный характер. И главным героем произведения Толстого является народ.


 «Война и мир» — это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в этих событиях. Неправильно было бы пытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев или роковыми просчетами Наполеона. Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова, Тимохина… Да перечислишь ли всех? Толстой-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков.


Вчитаемся в слова писателя о характере войны 1812 года: «… Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднимаясь, опускаясь, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Действия защитников Родины бессознательны, но целесообразны. Не какие-то логические выкладки или правила заставляют людей участвовать в борьбе с врагом. Может быть, сказывается та самая «сила бессознательного добра», о которой писал позднее в своем романе «Жизнь и судьба» крупнейший художник XX века Василий Гроссман. Во всяком случае, народный дух в полной мере проявляет себя и в Бородинском сражении, и в других важных эпизодах кампании 1812 года.


Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. Вот Денисов, «покраснев, как девушка», излагает Кутузову план «разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой». И «странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице». Но Денисов ис кренен и естествен. Вскоре мы видим его в рядах партизан. «22-го сентября Денисов, бывший одним из партизан, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти». Совместно с Дороховым он готовит захват французского транспорта. Не смущает и численное превосходство деморализованного врага. Главное — узнать, какие войска сопровождают обоз. Мужику-партизану Тихону Щербатому дано задание «взять языка». «Пластун» проявляет незаурядное мужество, энергию и ловкость. Будучи замечен французами, Тихон, «подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновение, выбрался на поверхность весь черный от воды и побежал дальше». Можно ли удивляться.тому, что «Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии? Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…».


Однако даже рассказ Щербатого об убийстве пленного француза не вызывает у нас мыслей о какой-то особой жестокости или мстительности мужика из Покровского. Нельзя назвать жестоким и Денисова. Командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их. Поведение же карьериста Долохова — скорее исключение из правила, чем правило. Вспомним, что Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности. Он безразличен к смерти Пети, погибшего во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага. Возьмем характерный эпизод. Долохов подходит к «неподвижному, с раскинутыми руками лежавшему Пете…


— Готов,— повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки,— Брать не будем! — крикнул он Денисову». Но эта сцена — исключение. Выиграна война не Долоховым и ему подобными, а русским народом, его армией, оружием, верой и любовью. И этим людям прекрасно знакомо милосердие, ведомы сострадание и печаль. Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова. «Денисов… подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети… И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». И все-таки Денисов не пытается выместить свои страдания на пленных французах.


Подчеркивая тем самым мысль Толстого в романе, что народ не жаждет крови врага. Не об этом ли качестве победителей говорит Кутузов сразу же после Красненского боя? Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди». Таким образом, история обретает нравственный смысл. «Дубина народной войны» — это не столько военное, сколько нравственное возмездие захватчикам и их самолюбивому императору. Это проявление той высшей справедливости, которая, по мысли Толстого, рано или поздно побеждает в жизни человеческого общества.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"