Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Эмоциональная оценка протеста Герасима в рассказе «Муму»

27.12.2010

Долгие годы центральным моментом, вокруг которого организовывался весь анализ, было рассуждение о Герасиме как самом замечательном лице среди дворовых. Обращение к оценке героя совершенно необходимо при любой форме изучения текста. Решая вопрос о том, какой Герасим, Читатели с интересом говорят о его доброте и честности, очень ценят его умение держать слово, хотя на первое место все же ставят необычную силу и лишь иногда вспоминают о его «вольности», которую, очевидно, нужно понимать как способность на протест. Очень важно сохранить в «памяти сердца» наших читателей эмоциональную оценку протеста Герасима.


Ненависть к угнетению вообще и к крепостничеству как одной из форм такого угнетения пронизывает каждую строчку тургеневского произведения и живет в нем рядом с верой автора в великое будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолеть любые преграды.


Читатели в ходе изучения рассказа «Муму» начинают понимать, что это одно из самых ярких антикрепостнических произведений, создавая которое И. С. Тургенев исполнял свою аннибалову.-клятву. «Муму» — одно из тех произведений классической литературы, которое нашло признание сразу же после создания. Современник и друг Тургенева А. И. Герцен писал: «На днях читал вслух «Муму»… чудо как хорошо». И. С. Аксаков видел в Герасиме своеобразный символ: «Мне нет нужды знать, вымысел ли это или факт, действительно ли существовал дворник  Герасим  или нет. Под дворником  Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым и глухим». Нашла повесть признание и у зарубежного читателя. Голсуорси писал о ней: «Никогда средствами искусства не было создано более волнующего протеста против тирании и жестокости…»


Сведения такого рода не произведут впечатления на читателей 5 класса. Но Читатель может создать себе своеобразный фонд фактов, чтобы упомянуть о них в связи с изучением творческого пути писателя в старших классах. В качестве такого резервного материала можно использовать и сведения о прототипе Герасима — дворнике Андрее. Это был, как рассказывают современники, «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Его обиды повторяют те, что описал Тургенев в рассказе, но немой Андрей до смерти служил барыне и сохранял рабскую покорность.


Своеобразие восприятия произведения, отклики на него, соображения о характере и способах типизации в процессе творчества — все это может пробудить и в памяти читателей 10 класса полузабытую повесть и вновь пережить ее события в процессе знакомства с историей жизни и творчества И. С. Тургенева.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"