Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Эпичность поэм Твардовского

28.12.2010

В последних поэмах Твардовский говорит уже не от лица того или иного персонажа, но с позиции умудренного опытом современника. Так создается обобщенный образ гражданина-поэта, ответственного «за все на свете». «Эстетика Александра Твардовского исходит из сознания народного идеала. Его муза — голос народной совести. И за всем этим стоит твердое убеждение, что народ — это не «масса», а люди, каждый из которых — личность, достойная счастья.


Твардовский — весь продолжение большой традиции русской литературы. И народностью идеалов, и светом гуманизма, и готовностью все доброе принять, как свое, и ощущением открытых просторов, и безбрежности далей духовного развития»1,—пишет В. Огнев. Подводя итоги сказанному, следует обратить внимание старшеклассников на то, что поэзия Твардовского кровно связана с русской классической литературой — с Пушкиным, Некрасовым, Л. Толстым. Твардовскому дороги судьбы народа. Он опирается на народное самосознание. Он поэтизирует прекрасные свойства народного характера. Твардовский понимает, что за время  власти народ стал иным, значительно более сознательным, просвещенным, чем в старой России. Воссоздавая народный строй мысли, характер простого человека, чувства крестьянина, го-зоря от имени народа, опираясь на народную точку зрения, Твардовский возвышает их. Большое место в поэме «За далью — даль» занимают обращения к другу-читателю:

  • …Я находил в тебе опору,
  • Мой друг и высший судия.
  • Я так обязан той подмоге
  • Великой — что там ни толкуй…
  • «Когда читаешь Твардовского,— пишет С. Я. Маршак,— кажется, будто сам народ говорит о себе, говорит богато, красочно, щедро, подчас мешая слезы со смехом…»1


    Твардовский неизменно верен теме высокого патриотизма:

  • Но во всей Отчизне славной
  • Нет такого уголка,
  • Нет такой земли, чтоб равно
  • Мне была не дорога…
  • «Есть обрыв, где я, играя…»
  • Эта же тема наполнена новым содержанием в стихотворениях 1941 — 1945 годов:

  • Я долю свою по-солдатски приемлю.
  • Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
  • То лучше, чем смерть за родимую землю,
  • И выбрать нельзя…
  • «Пускай до последнего часа расплаты…»
  • Стихотворения послевоенных лет проникнуты верой в светлое будущее народа и любовью к Родине.

  • Спасибо, моя родная Земля, мой отчий дом,
  • За все, что от жизни знаю,
  • Что в сердце ношу своем…
  • И дерзкий порыв по нраву,
  • И сил не занимать,
  • И свято на Подвиг право
  • Во имя твое, во славу
  • И счастье, Отчизна-мать…
  • «Спасибо, моя родная…»
  • Поэту свойственно «твердое сознание» личной причастности к народной судьбе, сознание честно выполненного долга. Необыкновенная простота, естественность стиля Твардовского являет собой не что иное, как высокое поэтическое мастерство, которое позволяет поэту не только проникнуть в тайну народного восприятия окружающей действительности, но и высказать ее так, как высказал бы народ. Эту особенность своего творчества подчеркивал и сам поэт:

  • Я волен речь вести свободно,
  • Как тот солдат, с кем был в бою,
  • С кем пыль глотал в страде походной
  • И чьим поэтом состою…
  • Следует иметь в виду, что кажущаяся простота произведений Твардовского обманчива. Он, как поэт огромной величины, открывается по-настоящему глубоко не сразу, а только после повторных прочтений, обдумываний.  Важно обратить внимание на множество слов, привычных и простых, приобретающих в стихах Твардовского необычайную гибкость, многозначность. Например, слово «земля» означает: планета, страна, государство, Родина, реальная действительность — горизонт, клочок земли, территория с угодьями, объект труда, почва, пахота…

  • И если б было суждено
  • На баррикадах пасть,
  • В какой земле — мне все равно,
  • За нашу б только власть…
  • Земля!
  • От влаги снеговой  
  • Она еще свежа.
  • Она бродит сама собой
  • И дышит, как дежа…
  • Земля!
  • На запад, на восток,
  • На север и на юг
  • Припал бы, обнял Моргунок,
  • Да не хватает рук
  • Столь же многозначны у Твардовского слова «даль», «дом»; «дорога», «огонь» и пр. Ориентируясь на простую разговорную речь, поэт вводит дружеские обращения («брат», «дружище», «нам»). Для него характерны короткие динамичные обороты речи, свойственные устному разговорному языку («ружья в руки — и воюй», «но наса — свой народ», «где-нибудь да будет край»), краткие афористические выражения, которые читаются как пословицы.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"