Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Фантазер и мечтатель Петя в повести «Белеет парус одинокий»

24.12.2010

Читатели хорошо помнят содержание повести, поэтому, обращаясь к чтению той или иной главы, Читатель должен предварительно обозначить цель чтения, чтобы они могли представить характер той умственной деятельности, которую будут осуществлять в процессе восприятия намеченной главы. Так, выделяя для чтения главу «Море», мы предлагаем им вести наблюдения в двух направлениях: с одной стороны, отмечать все те художественные детали, которые дают нам представление о Пете, его внешности, особенностях характера, увлечениях; с другой стороны, обратить внимание на картины моря, нарисованные писателем, на то, какие изобразительные средства находит он для создания подобных картин.


Как видим, эта глава знакомит нас с одним из главных героев повести, вводит в обстановку, предшествовавшую грозным событиям, а также позволяет остановиться на картинах моря и дать ученикам представление о пейзаже. Первые наблюдения у себя над текстом повести чрезвычайно важны. Они дают наглядное представление о значении детали: светло-зеленый силуэт трехтрубного броненосца с красным флажком на мачте и тот же броненосец йуетой, без команды, с машинами, залитыми водой, со спущенным флагом восстания… окруженный тесным конвоем дыма; батраки, которые срывали с себя фуражки и рубахи и, с яростью размахивая ими, приветствовали инсургентов, и те же люди, молча смотревшие ему вслед.


На основании прочитанного Читатели придут к выводу: пытливый и чуткий ко всем изменениям, происходящим вокруг, Петя наблюдает волнение людей при виде броненосца, и это заставляет его задуматься, почему корабль притягивал к себе напряженные взоры.


Нужно, чтобы Читатели поняли, что Петя, с которым мы встречаемся в начале повести, еще далек от осознания революционного значения броненосца «Потемкин», что он для мальчика пока лишь одна из тайн, которая волнует в силу своей необычности и загадочности. Однако Петя чувствует непреодолимое желание проникнуть в эту тайну, вот почему наблюдательность мальчика особенно обостряется.


Петя весело провел лето на даче. Мы видим его в то самое утро, когда семейство Бачей собирается домой, в Одессу. Внешне Петя подготовлен к встрече с городом, но внутренне он продолжает чувствовать себя свободным, независимым, «человеком природы». Ему мешает городской костюм («Ботинки стесняли мальчика…», «Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной», «В чулки впивались колючки..,»). Костюм означает для Пети конец привычной свободе, разлуку с морем, а оно здесь, на даче, было особенно близким и давало богатую пищу буйному воображению. Вот и сейчас фантазер и мечтатель Петя, придя в последний раз на «чудеснейший в мире пляж», рассматривает таинственные следы, прощается с морем. Мальчик горячо любит, море и понимает его поэтическую красоту.


Рисуя море, писатель тонко и живописно передает игру его красок (светло-голубое… ярко-синее… темно-индиговое… малахитовое). Он одухотворяет море, наделяя его свойствами живого существа. Оно может быть ласковым, может сердиться, гневаться. В хорошую погоду море играет барашками; в шторм — взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Мощные звуки слышит читатель, воспринимая картину разбушевавшейся стихии (доски прибоя… с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов; см. подробно текст повести).


Показывая цветной диапозитив «Черное море», можно предложить ученикам описать картину, используя слова и выражения из главы «Море». Читатели не раз осмысливали в процессе анализа произведений функциональную значимость художественных описаний природы. Достаточно вспомнить, что картина летней ночи в конце рассказа «Муму» Тургенева помогает нам понять обновленное состояние души Герасима, а грустная осенняя природа Кистеневской рощи дает возможность еще глубже прочувствовать горечь утраты молодого Дубровского. Такие наблюдения расширяли представления учащихся об эмоциональном   мире героев,   помогали   понять то,   что прямо не высказано и не названо писателем.


Работая над повестью Катаева «Белеет парус одинокий», мы имеем возможность сформулировать и само понятие «пейзаж в художественном произведении», определить его основную функцию: пейзаж помогает писателю не только рассказать о месте и времени изображаемых событий, ио и глубже понять переживания героев. Так, прощаясь с морем, Петя грустит. Он вспоминает стихотворение Лермонтова:

  • Белеет парус одинокий
  • В тумане моря голубом…
  • Эти строки раскрывают печальную взволнованность мальчика, его нежелание покинуть полюбившиеся места.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"