Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Формирование умений анализа литературного произведения

28.12.2010

Перед четвероклассниками стоит задача научиться глубокому, вдумчивому чтению, что возможно лишь при овладении целым рядом знаний, умений и навыков. На уроках литературы они получают представление об авторе изучаемого произведения, приобретают сведения по теории литературы, учатся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме и т. д.


Современный уровень литературного образования в школе потребовал включения в действующую программу и определенного круга умений, формирование которых опирается как на деятельность самих нас, так и на правильное руководство ею со стороны учителя..


Умения, представленные в программе, сгруппированы в два раздела: 1) умения анализа и оценки произведения; 2) речевые умения. Остановимся на первой группе умений. В программе указывается, что Читатели IV класса должны уметь:


выделять эпизоды в изучаемом произведении; устанавливать временную и причинно-следственную  связи между событиями в изучаемом произведении; находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте произведения;


характеризовать героя изучаемого произведения, руководствуясь заданием учителя.


Рассматривать эти умения в отрыве от других компонентов программы нельзя, так как материалом их формирования является литературное произведение, его идейно-художественное содержание. Не может принести пользы абстрактное усвоение теоретико-литературных понятий без умения применять их в процессе анализа художественного текста. Любое умение анализировать произведение находит свое выражение в умении правильно построить и оформить речевое высказывание. Таким образом, формирование указанных умений взаимосвязано с прочими аспектами содержания литературного образования в школе и обеспечивает правильное и глубокое постижение произведений различных жанров.


Приобрести указанные умения возможно лишь при условиях систематического обращения к ним, поэтапности их формирования, правильного взаимодействия в этой работе учителя и нас.


Одним из основных является умение видеть роль изобрази-пуп.по-выразительных средств языка в художественном тексте. Программа предусматривает формирование понятий о сравнении (гема «Н. А. Некрасов. Крестьянские все»), об эпитете («И. С. Тургенев. Муму»), об олицетворении («К. Г. Паустовский. Очерки из Мещёрской стороны»). Однако еще до формирования соответствующего понятия необходимо останавливать внимание школьников на выразительности эпитетов, сравнений, олицетворений и выяснять их художественную роль в читаемом тексте.


Уже в теме «Устное народное творчество» нельзя не остановиться на постоянных эпитетах (называя их пока постоянными определениями), переходящих из сказки в сказку. Причем четвероклассники сами с успехом находят их, указывая их положительное или отрицательное значение. В сказке «Иван — крестьянский сын» мы обязательно отметим, как ведет себя природа во время боя Ивана с чудовищами: «…кругом земля простонала…», «…воды В реке взволновались, буйны ветры завыли». Это уже первые наблюдения над олицетворением. В следующей сказке мы читаем, ЧТО Василиса Премудрая, «как солнце ясное, светится». Характеризуя Снежную королеву, нельзя пройти мимо сравнения: «Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». А потом при изучении «Кавказского пленника» соотнесем эти строки со словами Л. Толстого: «У -Дины глазенки так и блестят, как звездочки». Как будто одно и то же сравнение, а роль его в разных контекстах различна. Еще задолго до Паустовского мы встретим у Андерсена такое интересное олицетворение: «Буря плакала и стонала — казалось, она поет старинные песни».


Так постоянно будет накапливаться материал для формирования того или иного теоретико-литературного понятия. При работе непосредственно над самим понятием Читатель будет опираться на уже имеющиеся у школьников наблюдения, обобщит их, отметит ведущие признаки понятия и художественную роль его в произведении. На следующем этапе Читатели обязательно должны тренироваться в самостоятельном нахождении сравнений, олицетворений и пр. Но важно не только умение найти или вспомнить яркое сравнение, эпитет, олицетворение. Гораздо сложнее научить их видеть, каков смысл того или иного изобразительного средства, что оно помогает понять, почувствовать, представить.


При изучении рассказа Тургенева «Муму» формирование данного умения будет совершенствоваться, если использовать приемы работы, предложенные в методических рекомендациях к этим урокам (см. соответствующую статью). Интересные наблюдения над сравнениями, характеризующими Герасима, показывают изменения во внутреннем облике героя, его духовное раскрепощение. Анализ последней главы рассказа весь построен па внимательном вчитывании в текст, пристальном внимании к слову, раскрывающему внутреннее состояние героя, ощущение счастья и победы. Удивительное поэтическое описание возвращения Герасима в деревню все построено на выразительных эпитетах, сравнениях, олицетворениях, уяснив которые Читатели смогут глубже и правильнее понять обновление души героя и вместе с тем саму идею рассказа.


Не менее важна работа в этом направлении и при изучении произведений русских писателей. Особенно интересные наблюдения четвероклассники сделают при чтении лирической прозы Паустовского, изобилующей эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Элементы самостоятельности на этом этапе уже возрастут.


Внимание к художественному слову, умение видеть его роль в тексте — одно из важнейших умений. Ведь в литературе первоосновой всего является слово, и мы стараемся научить школьников умению правильно воспринимать это слово, видеть за ним художественный образ. Потом это умение поможет в формировании других умений, например при восприятии пейзажа, портрета героя, основных свойств его и пр.


Другим умением, которое начинает формироваться уже в начальной школе, является умение, связанное с пониманием построения произведения и с его сюжетом — умение выделять эпизод. Читатели данного возраста, как известно, особенно хорошо воспринимают сюжетные вещи, их захватывают события, герои им нравятся активные, действующие.


И вот при знакомстве с такими произведениями они должны научиться выделять эпизоды, видеть их роль в развитии сюжета, понимать, как характеризуют они героя. Это умение легче формируется у четвероклассников еще и потому, что мы чаще к нему обращаемся. Но тут важно помнить, что недостаточно просто разделить сюжетную канву на эпизоды. С эпизодом надо учить работать.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"