Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изучение литературы в 11 классе

20.12.2010

Развитие читательских интересов идет по линии объединения понятийных обобщений. Особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в систему образов и структуру произведения. Важно сохранить элемент наслаждения. Изучение связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетичного восприятия, является основой художественно-эстетичной активности, положительной мотивации в обучении.


Абрамова пишет: “Это время (13-17 лет), когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно изменяется, создавая новый дом для возрастающей души”. В подростковом и раннем юношеском возрасте формируется половая идентичность. Переживание ее предусматривает наличие у человека определенных образцов поведения соответствующего пола. Традиционное группирование персонажей художественного произведения по социальному положению, политическими или морально-этическими убеждениями нужно дополнять (а то и делать основным) делением по полу: молодой человек (или девушка) определяет половые особенности поведения, эмоционального и социального существования, так как ему это интересно, он ощущает себя женщиной или мужчиной и хочет наилучшим образом отвечать этому статусу.


Физическое созревание в этом возрасте заостряет экзистенциональные переживания в реальных проявлениях жизни. Индивидуальный подход на уроке литературы приобретает особое значение, так как ученик может вести себя удивительно, неожиданно для учителя, который стремится к открытости внутреннего мира читателя при толковании ему художественного текста. Важно, чтобы школьник был сосредоточен на слове и своем его восприятии, он же может быть “отсутствующим при  присутствии”. “Причиной его трагедии может стать не тот факт, что счастье для всего человечества невыполнимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя пойти на дискотеку”. Давать выбор, предлагая ряд задач разнообразных типов, значит не давить на молодого человека, пусть он изберет вид деятельности, который приемлем именно этому настроению, которое овладело молодым человеком сейчас.


Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту психологи характеризуют как период, в котором происходит изменение какого-то “объективного” взгляда на себя “снаружи” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. “Изнутри” следя за самим собой, человек естественно чувствует и внутреннее состояние литературного героя, начинает понимать его тоже изнутри – с его собственной позиции, убеждений, жизненных обстоятельств. Видеть за каждым толкованием тень самопонимания читателя – задача учителя литературы. “В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы”. Затем полная реализация принципа диалогизма может состояться только в пору юности, на протяжении подросткового возраста школьник двигается к этому: реплики всех диалогов, в которые вступает художественный текст, находятся во времени как в пространстве, так и в мире конкретного человека.


В юности мировоззренческие вопросы решаются категорически, в них отображается разногласие между абстрактным и конкретным. Учитель наполняет абстракции (например, патриотичная направленность творчества, демократизм идейного содержания, высокохудожественная форма произведения) конкретикой реплики, которой становится цитата из произведения, которое изучается, историческое событие, биографический факт из жизни писателя, утверждение литературоведа, убеждение и ощущение самого юного читателя. Характерная особенность юношеского возраста – формирование жизненных планов. Это явление одновременно социальное и этическое. Прослеживая за судьбой литературных героев, старшеклассник будто “проигрывает” варианты своей собственной судьбы – избирает критерии различения добра и зла, а также тот стиль диалога, который будет вести с обществом.


Развитие человека происходит по разнообразным направлениям: старшеклассник испытает и призыва пола, и морально-этических поисков, и проблем самоанализа, и многих других личностных причин движения, – перед ним возникает угроза потери чувства собственной целостности. Чтобы этого не случилось, психологи советуют давать юному человеку достаточно психологической информации о возможной целостности жизни. При этом информация должна быть персонифицирована с его собственными переживаниями. Нельзя превращать литературу в “святцы”. Преобладание позитива угрожает противоположной реакцией, вызывает раздражение, чувство протеста. Психологи наблюдали: в отличие от ребенка, который воспринимает правила поведения на веру, юноша уже начинает сознавать их относительность, но еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить.


Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, “разрушение” авторитетов становится психологической потребностью, испытанием собственной морали и интеллектуального поиска. Не допустить уничтожения святынь можно только парадоксальным способом: показать земную сущность светочей человеческого духа – их жизнь, страдание, нерешительность, сомнения, отчаяние, разочарование – и преодоление слабости и греховности в себе. Абрамова объясняет противоречивость переживаний юных испытаниями глубины своего психического пространства, – именно таким образом человек приближается к экзистенциальным характеристикам. В анализе художественного текста, который проводится в старших классах, интереснейшим становится исследование глубин психического пространства персонажей произведения: ученики прочитывают психологический подтекст драмы, толкуют мотивы поступков героев эпоса, объясняют средства психологического изображения как важную черту индивидуального стиля, наблюдают за ходом чувств и мыслей в лирическом произведении. Найти разногласия в образах-персонажах – значит помочь юному читателю разобраться в себе, провести внутренний диалог.


Разногласие (или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела молодых людей, ведь часто именно оно приносит новые переживания. Психологами подмечено, что девушки ощущают меньше нерешительностей в переживаниях, связанных с воплощением собственного “Я”, они сравнительно быстро достигают постоянности, часто принимают определенный образец чужого “Я”. Хорошо, если такой образец они позаимствуют из литературы, доброй и мудрой. 16-17-летняя девушка создает впечатление взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о юноше ее возраста.


У юношей, отмечают психологи, диапазон колебаний в переживаниях значительно более широкий, и они дольше идут к обретению стойкого отношения к самому себе, т.е. к ощущению границ своего “Я” и его динамической силы. В современной школе сложилась ситуация, когда юношей, как и девушек, учат преимущественно женщины, – может, в этом одна из причин того, что ребята значительно чаще, чем девушки теряют личностный интерес к художественному слову. Абрамова объясняет это явление так: “Юные ищут смысл проявления своего “Я”, поэтому, когда им предлагают готовые механические схемы, которые нужно просто восстановить согласно образцу, возникает проблема. Если для юных людей нет возможности отвечать в мыслям самим себе, своим нуждам, они теряют интерес, в том числе может быть утрачен интерес и к жизни вообще. Недаром среди выпускников школ есть многие люди, которые часто не читали классических текстов.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"