Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Художественная самобытность басни «Пан и собака»

14.07.2011

Одним из самых ярких произведений Гулака-Артемовского является басня «Пан и Собака». Жанр басни вообще был достаточно распространенным в литературе XIX века. В своих баснях украинские писатели показывали свое отношение к общественному строю, который господствовал в Украине. В аллегорической форме, часто через образы животных, птиц, растений и предметов баснописцы изображали господ и простой народ, который время страдал от их деспотизма и произвола. Именно такой и является басня Петра Гулака-Артемовского «Пан и собака». Главный персонаж басни – пес Рябко является олицетворением простого человека из народа, находящегося на службе у панов. Рябко трудолюбивый и честный, сам автор подчеркивает это: «Потому зря есть хлеб Рябко наш не любил: ел за пятерых, но то ел, что заработал». Рябко хочет верно служить своему господину. Но он видит возможность послужить не заискивая, а честно, поэтому Рябко не спит всю ночь, пытаясь как можно внимательнее присматривать за барским имуществом. За это утром Рябка избили ибо из-за рычание Рябка пан не спал. Следующей же ночью, усвоив «науку», Рябко молчит, в это время грабят, и Рябко снова побит.


«Чем, люди добрые, так вот я провинился? .. За что издеваетесь? .. – Сказал наш бедняга. – За что издеваетесь вы надо мной так?». Рябко не понимает, в чем его вина. Так же, наверное, и простые крестьяне, пытаясь выполнить свою работу, все равно оставались наказанными, не понимая, за что они наказаны. Им, наверное, было непонятно, что они наказаны просто потому, что господину невозможно угодить, что не делай. Наконец Рябко приходит к такому выводу: «Пусть им служит рябой в болоте бес! Тот дурак, кто глупым идет господам служить. А больший дурак, кто им хочет угодить! То ли лает Рябко, или молча ночью спит, Все выпадает таки Рябко побить».


Басня Гулака-Артемовского – острая сатира на крепостной строй в Украине. Она изображает типичное отношение господ к представителям простого народа, которые работали на них. Басенное наследие Гулака-Артемовского характеризуется чертами новаторства. Писатель широко использовал фольклорные традиции, его слова яркие и всем понятные, использует баснописец и народные поговорки. В аллегорической форме автор изображает в своих баснях типичные фигуры, которые он имел возможность наблюдать каждый день. Часто в его произведениях в аллегорических образах мы наблюдаем определенные характеры, которые не потеряли актуальности и в наше время. Во многих своих баснях писатель осуждает отношение господ с крепостными, несправедливость и унизительность крепостного строя, господствовавшего в Украине.


Я считаю, что басни Гулака-Артемовского имеют большое значение для украинской литературы. Кроме глубокого смысла, который вложил писатель в простые, на первый взгляд, аллегорические образы, его басням присуще совершенство художественной формы, приемов и тропов, используемых Гулаком-Артемовским в баснях. Не следует забывать также, что творческое наследие писателя не ограничивается баснями. Им созданы также баллады, притчи, сказки, стихи. Но мое мнение таково, что, несмотря на смысловую и художественную завершенность всех произведений писателя, басни являются ценнейшей частью творчества Гулака – Артемовского, все они являются смелым сатирическим протестом против несправедливости и произвола. На примере его басен мы еще раз убеждаемся, что сатирическое перо может быть по-настоящему острым оружием в борьбе за правду.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"