Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Материал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка»

26.12.2010

 «Капитанская дочка» — произведение историческое. Советский писатель Вс. Н. Иванов отмечал: «Парнас Пушкина уходит в глубь подвалов исторических архивов. Результаты налицо, проверены временем: до сих пор «Капитанская дочка» — абсолютно точный, массовый литературный источник о восстании Пугачева, этой отдаленной зарнице нашей революции». Но Пушкин воспроизводит историческое прошлое не как бесстрастный летописец. «Берясь за историческую тему, писатель не порывает с современностью,— говорил К. Г. Паустовский.— Смешно было бы думать, что в «Выстреле» или «Метели» Пушкин приближался к современности, а в «Капитанской дочке» отдалялся от нее» 2.


Нет, тема крестьянской войны теснейшим образом связана с современностью Пушкина, с эпохой подъема крестьянских восстаний, бунтов, с раздумьями Пушкина о судьбах России.


Больше того. «Прошлое и настоящее связаны крепкими узами, а в великих событиях прошлого можно найти очень много аналогичного, которое будет созвучно нынешней величественной эпохе», — писал В. Ян. Для нас Пугачевское восстание, действительно, далекая зарница нашей революции, показатель свободолюбия и мощи народа. Предводитель восстания не только человек XVIII века, не только герой со своей неповторимой биографией, не только оригинальная личность, но и воплощение удали, доброты, бескорыстия, “широты души, бесшабашной смелости и отваги — лучших качеств русского народного характера, в исторически конкретных формах проявляющихся в разные периоды нашей истории, особенно в ее переломные моменты.


Обращение Пушкина к теме народных восстаний не только в «Капитанской дочке», но и в «Дубровском» и в других произведениях продиктовано в первую очередь его размышлениями о бесправии закабаленного крестьянства, о зреющих мятежах, грозящих самому существованию дворянского государства, о настоящем и будущем России. Раздумья поэта касались и сложнейших вопросов гуманизма, свободы и независимости человеческой личности, вопросов чести, нравственности, долга. Об этом же писал Н. В. Измайлов: «Проблематика же «Капитанской дочки»,— что особенно важно отметить в отношении такого автора, как Пушкин, политически мыслящего и отзывающегося на вопросы современности,— выражает не только его раздумья об историческом прошлом, но еще более его отношение к современным политическим и социальным вопросам, кардинальным для. русской жизни последекабрьского периода, точнее, даже для 30-х годов».


Проблема гуманизма, отношений человека к человеку для: Пушкина во многом была обратной стороной вопроса о положении закрепощенного народа. Последекабрьская эпоха, когда, по словам А. И. Герцена, «высшее общество с подлым и низким рвением .спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей» , усилила интерес поэта к вопросам морали. Проблема чести, истинного благородства возникает в «Капитанской дочке» в единстве с темой крестьянского восстания и далеко не сводится к идее верности воинской присяге.


Правда, для старика Гринева честь — это, прежде всего верность императрице, верность тому, «кому присягнешь». Но и он, наставляя сына, предостерегает его от корыстолюбия и карьеризма: «За их (начальников) лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся». Молодой же Гринев в результате серьезных жизненных испытаний приходит к более широкому толкованию вопросов морали, при всей своей классовой ограниченности поднимаясь к высокогуманному взгляду на человека, даже такого «опасного преступника», как Пугачев. В «разбойнике» и «душегубце» он видит талантливого предводителя восстания, человека широкой души. Ему претит самая мысль о подкупательиых действиях против Пугачева. Он никогда не унизится до жестокости и резко осуждает в себе черты «крепостника, воспитанные жизнью в отцовской усадьбе.


Характерно, что основу нравственности Пугачева, человека прямого, великодушного, умеющего втройне платить за добро, ненавидящего двуличие и трусость, составляют народные представления о добре и зле. Именно эти народные идеалы добра и справедливости, которыми в известной мере проникается и Гринев, приводят его, Гринева, к своеобразной дружбе с Пугачевым. А дружба с Пугачевым, в свою очередь, ускоряет его нравственное созревание и избавляет от многих сословных предрассудков.


Поэтизируя жизнь простых людей с ее патриархальностью и прямотой отношений, Пушкин как бы противопоставляет ее жизни и нравам развращенного светского общества. Он выступает против предательства и вероломства, в какие бы одежды они ни рядились (Швабрин). Он воспевает благородство в любви, готовность защитить честь любимого человека, вплоть до самопожертвования (Гринев и Маша). Честь и гуманность в понимании Пушкина неразрывны.


В одном из первых, незаконченных набросков вступления к повести герой Пушкина (тогда еще именовавшийся Башариным), уже пожилой человек, обращаясь к своему внуку Петруше, говорил: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и слава богу дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».


И хотя это предисловие не включено в окончательный текст повести, а Гринев значительно отличается от своего первообраза — Башарина, оно хорошо характеризует те нравственные критерии, с которыми подходил Пушкин к изображению исторических событий XVIII века.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"