Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Портреты отца Пети, Родиона Жукова в повести «Белеет парус одинокий»

24.12.2010

На втором уроке важно раскрыть учащимся первое впечатление Пети от столкновения с суровой действительностью. Юный герой повести видит, что вокруг творятся странные дела, разрушая его представление об устойчивости и разумности жизненного порядка: отец «не замечает» спрятавшегося в дилижансе неизвестного человека; переодетый полицейский сыщик выслеживает переодетого матроса; в Одессе горит эстакада. Впервые мальчику преподан урок классовой борьбы: перед ним предстают люди враждебных друг другу миров; возникают первые симпатии и антипатии.


Для детального анализа на уроке из прочитанных насами дома глав выделяем три сцены: появление Родиона Жукова в дилижансе; «знакомство» Пети с усатым; столкновение Родиона Жукова с сыщиком на пароходе.


Важно, чтобы читатели поняли цель работы с каждым из намеченных эпизодов: в одном случае в результате детального анализа выявляются особенности поведения революционного матроса, спасающегося от преследований властей, определяется отношение к нему семьи Бачей; в другом/случае наблюдение ведется за полицейским сыщиком; осмысливается отношение Пети к борющимся между собой матросу, и сыщику. Вся эта работа обогащает представления о героях, помогает увидеть их в действии, соединить между собой ряд эпизодов, связанных тем или иным героем.


Для большей четкости наметим характер деятельности учеников с первым эпизодом: через детали внешнего облика нужно выявить внутреннее состояние героя; через признаки поведения определить отношение окружающих к Родиону Жукову.


Вместе с читателями комментируем указанную сцену, Петя никогда раньше не задумывался над существующими порядками. Все в окружающем мире казалось ему естественным и закономерным. Поэтому, когда мальчик слышал, о беглых матросах, которых ловили солдаты, он воспринимал их (матросов) как нарушителей установленного порядка. Его богатому воображению рисовались картины нападения таинственных и страшных разбойников на дилижанс. Не удивительно, что неожиданное появление матроса в первый момент испугало мальчика.


И все же, очевидно, Родион Жуков, сразу почувствовал во взгляде остолбеневшего от изумления господина в пенсне что-то такое, что позволило ему надеяться на помощь. Вот почему он беззвучно зашевелил губами, как бы желая не то поздороваться, не то извиниться, умоляющими глазами посмотрел на пассажиров, затем, не говоря ни слова, стал на четвереньки «… полез под скамейку.


— Как вели себя пассажиры дилижанса? Обратим внимание учеников на то, что бесстрастное лицо отца Пети и весь его вид, который, казалось, говорил, что ничего не произошло, ни о чем не надо расспрашивать, являются лишь маской, под которой скрыто волнение и тревога за себя и у себя, так как укрывательство бунтовщиков расценивалось как преступление. И все же Читатель Бачей, зная, что грозит матросу, не может оставить его в беде. Вот почему у него нервно двигаются руки (доказательство возникшего беспокойства), и в то же время решительно выставленная бородка свидетельствует о твердом намерении не выдавать беглеца.


—        Что чувствует Петя, увидев матроса? Вначале при виде незнакомца страшная мысль мелькнула у Пети   (все, кого преследовали солдаты, казались Пете разбойниками); к ужасу Пети матрос полез под скамейку: «мальчик с. отчаянием посмотрел на отца». Но очень скоро чуткий и добрый Петя становится на сторону загадочного человека, окруженного тайной, отлично понимая хитрость отца, его нарочитое равнодушие, и принимает горячее участие в иносказательном разговоре, помогающем матросу уяснить, что он в безопасности и спокойно может покинуть дилижанс.


Так состоялась первая встреча, возникла первая симпатия Пети к Родиону Жукову, хотя тот оказался далеко не романтическим героем, которыми увлекался Петя, а растерянным и преследуемым человеком, нуждающимся в помощи.


Подробно остановимся с учащимися на эпизоде, в котором изображается знакомство Пети с другим «таинственным» человеком: снова первая встреча и первое впечатление. Но как разительно они отличаются от предыдущего эпизода! Обращаемся к тексту. Характер- деятельности школьников в работе с эпизодом остается тем же: через внешний облик, признаки поведения героя Читатели выявляют их внутренние переживания,  устремления.  Разберем   поведение  Пети. Мальчик внимательно присматривается к странному пассажиру, пытаясь понять, кто он: помещик, чиновник.


Нам говорят, что наблюдательный Петя сразу же заметил во внешности и поведении этого человека что-то фальшивое и отталкивающее: закрученные вверх черные, как вакса, усы… выскобленный подбородок… небывалой величины дымчатое пенсне на мясистом, вульгарном носу с ноздрями, набитыми волосами.

  • Странный пассажир постоял… не торопясь обошел нижние палубы… Мальчику показалось, что незнакомец незаметно.., осматривает пассажиров… он… как бы нечаянно наступил спящему на руку. Теперь уже нетрудно сделать вывод, что Петя проникся неприязнью к этому человеку, и она особенно обострилась, когда мальчик понял, за кем охотится странный пассажир.

  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"