Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Разудалая русская пляска в поэме «Страна Муравия»

28.12.2010

Жизнь в поэме предстает во всех ее и горьких, и смешных, и радостных буднях: тут и прославление фронтовой дружбы («Дружбы нет святей и чище, что бывает на войне»), и вызов Теркиным связистов («Тула, Тула. Это ж я… Тула… Родина моя…»), и рассуждение о награде, и пляска бойцов на снегу. Описание пляски в этой поэме иное, чем в поэме «Страна Муравия»:

  • Дайте круг! Шире круг!
  • Расступись! Шире!
  • Шире! Эх, дай на свободе
  • Разойтись сгоряча!..
  • Гармонист гармонь разводит
  • От плеча и до плеча.
  • Страна Муравия
  • Эй, друг, Кабы стук,
  • Кабы вдруг Мощеный круг!
  • Кабы валенки отбросить.
  • Подковаться на каблук,
  • Припечатать так, чтоб сразу
  • Каблуку тому — каюк!
  • Василий Теркин
  • Разудалая русская пляска в поэме «Страна Муравия» — и предельно напряженная, происходящая в особых условиях военного времени, среди замерзших солдат, как будто у «бездны на краю» русская пляска в поэме «Василий Теркин». Нам представ ляется важным такое сопоставление, оно покажет школьникам, как один и тот же прием может выполнять различную роль в движении поэмы, расстановке эмоциональных акцентов.


    В свои сообщения девятиклассники могут включить не только наблюдения над темой, идеей, композицией, языком и стилем поэмы, но и высказывания самого автора и читателей «Теркина».


    Многие читатели называли поэму «энциклопедией фронтовой жизни бойца», говорили, что им казалось, будто бы поэт находился все время с ними. Политруки носили поэму в своих сумках вместе с военными уставами.


    Василий Теркин — собирательный образ испытавшего все тяготы военного времени солдата, защитника Родины в минуту крайней опасности, солдата, лишенного всякой позы, бравады, жадности, корысти. В нем необычайно сильно проявляются лучшие черты человека, готового умереть, но защитить свою страну.


    Ситуации, в которых оказывается герой Твардовского, необычайно жизненны для военного времени, рассуждения и действия Теркина понятны и оправданы событиями.


    Вместе с тем, подчеркивая «обыкновенность» поступков и слов Василия Теркина, «обычность» суровых военных лет, их радостей и горестей (что можно пронаблюдать при анализе любой главы или фрагмента поэмы), автор постепенно воссоздает и военную обстановку, и необычайную стойкость, мужественность, терпеливость, выносливость солдата. «Я не первые ботинки Без починки здесь ношу»,— как тут не вспомнить сказочных героев, которые на пути к цели изнашивали по три пары железных башмаков?! И тяжкий бой, и трудный отдых («Тяжела, мокра шинель… Крыша— небо, хата—ель, Корни жмут под ребра»), и горькие дни отступления, и жестокие часы переправы, и горячий бой с врагом — бок о бок с товарищем, и поединок один на один, и другие испытания, выпавшие на долю Теркина.


    У Твардовского постоянный устойчивый интерес к народному творчеству. В его произведениях можно обнаружить пословицу и поговорку, загадку и прибаутку, песни и сказки, плачи и былины… Теркин представлен как настоящий народный герой, он сознательно лишен автором отрицательных черт. Это собирательный образ русского солдата, выигравшего войну. Автор сравнивает его с богатырем, вводит символические сцены (главы «Смерть и воин», «Поединок»), которые напоминают нам сказочные эпизоды. Герой лишен часто индивидуальных примет, он, с одной стороны, средний и незаметный, с другой — богатырь, «чудо-человек». Введен и прием неузнавания героя (в главах «Кто стрелял?», «Гармонь»), и в целом образ Теркина раскрывается по принципу народной сказки: вначале он подчеркнуто прост, обыкновенен, неприхотлив, а потом становится подлинным героем, но и при этом скромен, без внешнего эффекта…


    Необходимо подчеркнуть свойственную у воину, осознанную им высокую меру ответственности перед Родиной:

  • Грянул год, пришел черед,
  • Нынче мы в ответе
  • За Россию, за народ
  • И за все на свете…
  • Интересно отметить, что поэма «Василий Теркин» вобрала в себя многое из предшествующих ей стихотворений Твардовского.


     



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"