Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Акмеологические подходы к формированию личности ученика на уроках зарубежной литературы

9.12.2010

Акмеология (от древнегреческого акме – цветущая сила, вершина) – наука о достижении человеком вершин в жизнедеятельности и самореализации творческого потенциала, который является основой общечеловеческих потенциальных возможностей. Объектом этой молодой науки является зрелая личность, которая прогрессивно развивается и самореализовывается, главным образом, в профессиональных достижениях. Таким образом, зрелость – определяющее условие высокого профессионализма. Однако, чтобы достичь ее, человеку необходимо еще в дошкольном, школьном и юношеском возрасте сформировать в себе характерные особенности личности, независимо от конкретной будущей специальности.


Эти черты довольно полно определил в своей концепции личностной зрелости русский академик А. О. Реан. В частности он выделяет четыре базовых компонента зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и интегративный компонент. Ответственность – то, что отличает социально незрелую личность от личности средней нормы зрелости. Зрелая личность берет ответственность за все, что происходит с ней в жизни, на себя. По мнению Дж. Роттера, речь идет о интернальном локусе контроля. Жизненное кредо такого человека звучит приблизительно так: “Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь. Я должен и могу это сделать”.


Терпимость – следующая важная составная социальной зрелости личности. А. О. Реан в своей концепции обращает внимание на два ее вида: сенсуальную и диспозиционную. В то время, как сенсуальная связана со стойкостью к влиянию социальной среды, с ослабленным реагированием на какой-нибудь неблагоприятный фактор за счет снижения чувственности к его влиянию, то диспозиционная в своей основе имеет принципиально новый механизм, который обеспечивает терпимость личности в условиях социальных взаимодействий. Такая терпимость, по образному высказыванию автора концепции, является терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-чувство. Саморазвитие – третий базовый компонент личностной зрелости.


Потребность в нем для нее является основной. Идеи “самостоятельности” (самореализации, саморазвития, самосовершенствования)  А. О. Реан отводит первое место в акмеологии личности. Интегративный компонент личностной зрелости интегрирует все предыдущие и формирует то системное свойство, которое показывается в положительном отношении человека к самому себе и окружающему миру. Оптимизм, вера в себя и в людей всегда сопровождают личностно зрелого человека. Упомянутые черты личностной зрелости можно с успехом воспитывать во время изучения общеобразовательных учебных дисциплин. Такой мысли придерживается учительница Ровенской гуманитарной гимназии Татьяна Евгеньевна Процюк. Она считает, что уроки зарубежной литературы – это надежный педагогический инструментарий формирования личностно зрелого человека.


На своих уроках учительница с успехом находит те фрагменты из произведений зарубежной литературы, с помощью которых появляется возможность стимулировать процесс формирования у учеников упомянутых базовых компонентов личностной зрелости: ответственности, терпимости, стремления к саморазвитию и самоактуализации, положительному отношению к жизни. Такая постановка проблемы требует нетрадиционных подходов не только к отбору содержания учебного материала, а и к формам его реализации. Последние нередко выстраиваются на принципе глобализации, которая в свою очередь базируется на открытии гештальтпсихологии, согласно которой восприятие какого-либо целостного объекта передует восприятию его частей. Доказано, что даже маленькие дети воспринимают объект в целом: сначала общие черты, а потом отдельные элементы.


Учитывая это, учебный материал тем подлежит переструктуризации таким образом, чтобы ученик уже на вступительном уроке получил первичное синтезирующее впечатление о всем тематическом блоке. Учительница знакомит учеников с программными требованиями, видами домашних работ, перспективными задачами для итогового урока, индивидуальных или коллективных проектов. Следующие уроки представлены известными в педагогической системе болгарского профессора Г. К. Лозанова «этюдными разработками».


 Завершает изучение объединенной темы итоговый урок, который посвящается презентации индивидуальных и коллективных проектов. Во время их подготовки ученики получают возможность самоактуализироваться, испытывая себя в разных ролях, в зависимости от собственных вкусов и способностей. Например, одному интересно ощутить себя художником, другим – поэтом, режиссером, экскурсоводом, критиком, историком и т.п. Важным здесь является не столько то, что на таких уроках сфера увлечений детей не только раскрывается и получает свое дальнейшее развитие, а и то, что ученик учится видеть мир и себя самого в нем сквозь волшебный кристалл своего увлечения. Это чрезвычайно важно для аутентично направленного человека – будущего профессионала высокого класса.


Примерами глобализованной разработки учебного материала в практике Т. Процюк являются такие темы: “Вторая мировая война в зеркале литературы” (11 кл.); “Приключенческая литература” с итоговым уроком “Герой приключенческой литературы. Какой он?” (6 кл.); “Фантастика и приключенческая литература” с итоговым уроком “Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе” (7 кл.). Как видим, на таких уроках широко используется проектная технология в сочетании с технологией исследовательского характера.


Учебный процесс выстраивается на высоком уровне трудностей. Перед учениками ставятся требования самостоятельного получения новых знаний не только по литературе, но и по другим учебным предметам, умение работать в группе, вносить предложения, слушать партнера, анализировать его идеи, в случае обоснованной необходимости изменять свою позицию. Особое внимание обращается на развитие креативности мышления, прежде всего способности реализовать процедуры творческой деятельности, сформированные русским специалистом И. Я. Лернером. Важнейшие из них определяются как умение:

  • самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;
  • видеть новую функцию объекта;
  • сознавать структуру объекта;
  • видеть новую проблему в новой ситуации;
  • искать альтернативные решения или способы решения.
  • Кроме этого, в ходе подготовки проектов, а также во время выполнения проблемных задач непосредственно на уроке с целью актуализации творческого потенциала гимназистов учительница предлагает им ряд конкретных методик, стратегий и тактик творческой деятельности. Среди них известные в креативной акмеологии методики “Преобразующего мышления”, “Принудительной связи”, “Если бы я был…”, “Альпинист”, “Дерево познания”, “Перевода чувствительного, интуитивного в их языковое высказывание” и прочие. Они оказывают содействие формированию творческой компетентности личности, которая, согласно концепции креативности как универсальной творческой способности Дж. Плфорда, предусматривает следующее:

  • а) способность ученика к выявлению и постановке проблемы;
  • б) способность к высказыванию большого количества разнообразных идей;
  • в) умение отвечать на раздражители нестандартно;
  • г) способность совершенствовать объект, добавляя детали;
  • д) развитие умения решать проблемы.
  • Страницы: 1 2


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"