Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар»

13.12.2010

Валентин Распутин родом из Сибири. Он родился в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, на полпути между Иркутском и Братском. В тех краях Распутин учился, сначала в школе, затем в Иркутском университете, здесь стал журналистом. Первые очерки и рассказы написаны молодым Распутиным в итоге корреспондентской работы. Валентин Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца. В произведениях писателя раскрывается таежная романтика, единство людей с природой. Он изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью. Своих героев писатель нашел в сибирских селениях. Такие повести как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967) написаны на материале сибирской деревни.


Высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности между людьми волнуют В.Распутина. В 1976 году была написана повесть «Прощание с Матерой». Она интересна тем, что в ней поднимается проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связей.


Повесть эта — своеобразная драма народной жизни. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для размышлений автора о нашей современной жизни.


В результате интенсивного использования природных ресурсов, скопления химических и ядерных отходов, всеобщей механизации и автоматизации, небрежного обращения с землей разрушается все живое на нашей планете. Одновременно расшатываются и рушатся нравственные устои самого человека, который забывает о своих корнях, о единстве с природой, постепенно лишается чуткости и доброты, перестает сопереживать чужим бедам. Не до них, — лишь бы самому выжить.


А ведь память любого человека навсегда связана с тем местом, где он родился, где прошло его детство, юность, где он научился понимать жизнь. Но сейчас мало осталось людей, которые с раннего детства до поздней старости живут на одном месте. Появляются новые города и поселки, старые разрушаются. Частая смена места жительства, отсутствие родины приводят к ощущению зыбкости настоящего, а вместе с ним и будущего. Меняются и характер человека, его привычки, наклонности.


Валентин Распутин не может остаться равнодушным к таким явлениям, как загрязнение рек, озер, вырубка лесов, создание большого количества вредных промышленных предприятий.


На примере одной деревни, которая после ввода в действие ГЭС должна уйти под воду, писатель показывает страшные последствия подобных преобразований: затапливаются плодороднейшие земли, на которых веками сеяли и собирали хлеб, луга, пастбища, леса. Никогда больше не увидят жители Матеры «раздолья и богатства, и красоты, и дикости» своего острова. Уйдет все под воду, и даже нельзя будет найти места, где стояла их деревня.


А ведь здесь всегда была плодородная земля, где каждый год собирали столько зерна, что хватало и самим, и соседям. Жители целой деревни, родившиеся в Матере, выросшие и состарившиеся, вынуждены уехать в совершенно новое чужое место, а ведь в старости так тяжело что-либо менять. И все это только из-за какой-то плотины, которая никогда не возместит ущерба, причиненного земле.


Молодежи легче. Она спокойно уезжает в город, в совхоз, чтобы там продолжить свою жизнь, не понимая, что, теряя Матеру, вместе с ней теряет частичку себя; безвозвратно уходит что-то чистое, светлое из души. Так, на пример, Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить за нее деньги и уехать в город. Он не испытывает чувства жалости, привязанности к родному дому. Только потом, в конце жизни, такие, как Петруха. поймут, чем на самом деле была для них Матера.


Старики боятся перемен, «не зная, что ждет впереди. На Матере им все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто…».


Старуха Дарья — главный идейный персонаж повести. Ее устами произнесены главные слова повести: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина является некоей хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писатель наделяет ее положительными чертами, простой и незатейливой речью.


Дарья боится уехать в совхоз даже к своему родному сыну. Ее пугает новая жизнь. Каждый раз, когда Павел приезжает в гости, мать выспрашивает у него о жизни на новом месте. Она не может представить себе баню на несколько человек, воду в подполе. Дарья не знает, что будет делать в совхозе среди чужих людей, и поэтому с радостью проводит последние дни на острове в кругу своих соседок.


Все разговоры жителей Матеры сводятся к одному: переезд из деревни неизбежен. Почему же все это происходит? Развитие цивилизации, ускорение технического прогресса требуют этого? А может, это происходит из-за того, что люди совесть потеряли? Дарья так говорит об этом: «Раньше ее видать было, то ли есть она, то ли нету. Кто с ей — совестливый, кто без ее — бессовестный. Теперь холера разберет, все сошлось в одну кучу — что то, что другое».


Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем символ жизни, саму нашу землю; в Дарье — хранительницу этой жизни, мать. «Прощание с Матерой» — предупреждение об опасности, грозящей матери-земле, «подобно острову», затерявшемуся «в космическом океане». В повести много других символических образов: это и образ избы, которую Дарья обряжает как покойника перед сожжением; это и туман, который прячет остров. Читателю совершенно понятна решимость Дарьи и ее подруг не расставаться с Матерой и разделить ее судьбу.


Острая публицистичность, апокалиптичность мировосприятия свойственны повести. Центральная тема несет в себе поистине библейскую трагичность. Содержание произведения и его финал сложны для воспрития, — есть основания для различных интерпретаций.


Не только талант писателя сказался в этой работе, но и глубокая личная я тем конкретным сюжетом, который лег в основу повести. Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря. Писатель очень любил свою деревню. Да и как не любить место, где ты родился? Красота родного края, очарование сибирской природы питают Распутина-художника. Язык Распутина отличается точностью и ясностью высказываний, а самое главное — простотой, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни.


Повесть Распутина «Пожар» — это как бы продолжение темы, поднятой в «Прощании с Матерой». Здесь перед нами как раз тот поселок, куда переехали люди из затопленных деревень, люди, оторвавшиеся от своих корней, лишенные связи с землей. И вот происходит чрезвычайное событие в поселке Сосновка — пожар на складе. Сам поселок «бивачного типа», люди там «остановились переждать непогоду, отдохнуть, да так и застряли». Но народ все время находился в ожидании, что вот-вот надо будет уезжать, и не обустраивался.


Между тем шли годы, а поселок плавал в грязи из-за отсутствия тротуаров и из-за того, что никто не собирался здесь обустраиваться и не посадил даже деревце или кустик около дома. Поселок собрался из жителей нескольких затопленных деревень. Люди работали на лесоповале. Привыкнув только разрушать природу, уничтожать ее, они перестали заботиться о чем-либо, махнули на все рукой.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"