Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Обличение светской черни в стихотворениях Лермонтова

17.11.2010

Лучшим ключом к пониманию нового  гражданского, аналитически-углубленного подхода Лермонтова к  действительности служит стихотворение «Дума» (1838). Значение  «Думы» как одной из важнейших идейных деклараций Лермонтова  — в развернутой аналитической критике современного ему   поколения и в том, что к числу представителей поколения поэт относит  и самого себя. Эта последняя особенность становится важной и  знаменательной, если вспомнить, что, согласно романтической   эстетике, лирический герой по своим «изначальным качествам» не  зависел от среды и не подлежал критике.  Включение героя в общественную среду, охарактеризованную  конкретно и четко, осуществляется также в стихотворениях «Смерть  поэта», «Прощай, немытая Россия» (1841), «1-е января» («Как   часто, пестрою толпою окружен…»).


Эти стихотворения и «Дума»   принадлежат к одному и тому же литературному ряду, но предметом  критики и отрицания является в них не современное поколение  вообще, а наиболее реакционные силы русского самодержавия:   придворная камарилья, николаевская жандармерия и светская   «бездушная» толпа. Герой и среда, как было и у раннего Лермонтова,  поставлены здесь в непримиримо враждебные отношения между  104  М. Ю. Лермонтов  собой.


В стихотворении «Прощай, немытая Россия»   общественное зло названо по имени и корни его обнажены. В восьми строках стихотворения охарактеризован   крепостнический строй старой России («страна рабов, страна господ»), и ее  некультурность («немытая Россия»), и воспитанная веками   рабства покорность ее народа («им преданный народ»), и шпионская  бдительность самодержавной власти (последние два стиха). Этот  новый, социально-углубленный, реалистический образ   действительности становится своего рода фоном зрелой лирики Лермонтова,  договаривающим и поясняющим те стихотворения, в которых   социально-политическая тема непосредственно не выдвигается, но  которые с этой темой соизмеримы.


Во всей этой лирике господствует тема трагического разлада  с действительностью, хотя герою и удается иногда уйти от   наплывающего на него мрака. Приобщение к природе («Когда   волнуется желтеющая нива…»), веянья любви и нежности («Слышу  ли голос твой…», «Из-под таинственной холодной полумаски…»),  случайно пойманные и смутные призывы к чему-то большому,  необычайному и высокому («Есть речи — значенье…»)   заставляют «лермонтовского человека» забывать о своей трагедии и   «постигать» «счастье на земле».


Но эти минуты гармонии или   проблески надежды оказываются временными и   скоропреходящими — грустный и горький тон целого остается в силе.  Количество любовных стихотворений у Лермонтова в этот  период меньше, чем в предшествующий. В этих   стихотворениях нет напряжения и подъема большой любви, а только   легкие и благоговейные прикосновения к ней. Она не ослепляет  поэта своим сверканием, силой и славой. В те годы любовь   является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом  («Расстались мы, но твой портрет…», «1-е января», «Ребенку»,  «Нет, не тебя так пылко я люблю…»), как мелькнувшая надежда  на будущее («Из-под таинственной холодной полумаски…») или  как мечта, которая создает объективные образы, не имеющие  прямого отношения к поэтической биографии автора.


В лирическом творчестве Лермонтова рядом с образом   России — государства рабов, голубых мундиров, царедворцев,   салонных болтунов и опустошенных душ — вырисовывается и   другой ее образ — народный, демократический. В юношеской   лирике Лермонтова этот образ, тогда еще не сложившийся,   тяготел к условной, декоративной форме («Поле Бородина», «Песнь  барда») и только в таких зрелых стихотворениях, как   «Бородино», «Валерик» и «Родина», лишился своих книжных атрибутов,  Как написать сочинение  105  стал подлинно конкретным и реалистическим. Лермонтовская  Россия населена бодрым и мужественным народом, храбрецами  и богатырями, в которых поэт видит вершителей истории. И  глубокий патриотизм, проявившийся в этих поздних   стихотворениях, существенно отличается от великодержавного   патриотизма…



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"