Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Роль метафоры в поэзии Лермонтова

17.11.2010

Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, —  это Россия, освобожденная от романтических прикрас:   крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в  своей моральной стойкости и своей естественной поэзии.  Образ народной России, по закону смыслового   взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы  расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же  фон, «второй фон», оттеняющий и дополняющий ее отдельные  элементы, каким является в ней сумрачная картина «страны   рабов, страны господ» («первый фон»). 


Но устремление Лермонтова к народности выразилось не  только в том, что он создал в своей лирике огромный   обобщенный образ России. Он создавал также и «малые» лирические  образы простого человека, принадлежащего к народным массам  или близкого к ним. Лермонтов внимательно и сочувственно  присматривается к простым людям. В «Бородине» он доверяет  солдату-повествователю суд над современным поколением   («богатыри — не вы») и верит в справедливость этого суда. В   «Завещании» образ героя стихотворения, заурядного армейского   офицера, по существу, сливается с лирическим образом автора.


В стихотворениях Лермонтова появляются «поля родные»,   «проселочный путь», «дымок спаленной жнивы», изба с соломенной  крышей, солдаты с покрытыми пылью ресницами, лазарет с   плохими лекарствами, ребенок любимой женщины, журналист и   читатель, с которыми поэт может разговаривать на литературные темы.


 Существенно, что и стиль этих стихотворений Лермонтова  — а они составляют последнее логическое звено в развитии его  лирики — вполне соответствует указанному выше характеру их  содержания. Особенностью их является тот «язык простой», в  котором сам Лермонтов видел одно из качеств подлинной  поэзии. Обычные изобразительные средства поэтической речи  — метафоры, метонимии, сравнения, эпитеты — в этих   стихотворениях употребляются реже, чем в предшествующих.


«Здесь,  — писал Белинский, — говорит одно чувство, которое так   полно, что не требует поэтических образов для своего выражения;  ему не нужно убранства, не нужно украшений…»



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"