Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Урок и его структура

12.07.2011

Урок – форма организации процесса обучения в классе, проводятся по расписанию, в определенное время с постоянным составом учащихся одного возраста.


Структура урока: совокупность разных вариантов взаимод между элементами урока, которые возникают в процессе обучения и обеспечивающего его целенаправленное действие.


Элементы урока – часть урока, кот имеет характ особ и целостности. Изучение нового материала, закрепление изученного, контроль и оценка знаний.


Классификация урока: овладение учащимися новыми знаниями, формир умений и навыков. Обобщение знаний, повт и закрепл, контрольно, пров уроки с разн видами занятий: Ур-лекции, Ур-экскурсии, киноуроки, самост раб, лаб, практ занят. Вводные, первичное ознакомл матер-ла, усвоение новых знаний. Применение на практике, уроки закрепления, повтор, обобщении, смешанные.


Структура традиционного урока довольна проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) структуру и логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры.


В современной российской общеобразовательной школе доминирует классно-урочная система, а уроки занимают 85 – 90 % учебного времени. Поэтому урок по праву считается основной формой организации педагогической деятельности и важнейшим элементом классно-урочной системы.


Классно-урочная система характеризуется следующими основными чертами:


- учащиеся одного возраста и уровня образовательной подготовки объединяются практически на весь период обучения в группу постоянного состава – класс;


- класс обучается по единому учебному плану и единым учебным программам;


- основной формой организации учебного процесса является урок по конкретному учебному предмету, встроенный в школьное расписание занятий. Продолжительность урока регламентируется уставом образовательного учреждения, но, как правило, составляет 45 минут;


- урок планирует, организует и проводит учитель.


Урок – это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель в течение установленного времени организует деятельность группы учащихся (обычно класса) и, используя различные методы и средства обучения, добивается того, чтобы учащиеся усвоили определенный раздел учебного курса и приобрели необходимые знания, умения и навыки.


Наиболее распространенной и используемой на практике является классификация уроков, предложенная Б. П. Есиповым, в соответствии с которой выделяются следующие виды уроков:


- комбинированные, или смешанные уроки;


- уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, определенными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;


- уроки закрепления и повторения знаний;


- уроки, имеющие целью обобщение и систематизацию изученного учебного материала;


- уроки выработки и закрепления умений и навыков;


- уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.


В зависимости от типа урока формируется и его структура. Структура урока – это набор определенных методов и элементов обучения, которые формируется преподавателем в зависимости от цели урока для наиболее эффективного воздействия на учащихся.


Уроки, на которых сочетаются различные виды учебной работы по сообщению новых знаний с первичным закреплением и повторением ранее изученного материала, называются комбинированными уроками.


Ознакомительный урок – это урок, посвященный изучению нового неизвестного учащимся материала. Структура урока ознакомления с новым материалом строится обычно по следующей схеме:


- повторение предшествующего материала, являющегося базой для изучения нового;


- объяснение нового материала;


- проверка понимания и закрепление знаний;


- задание на дом.


Основным содержанием учебной работы на уроках закрепления знаний является вторичное осмысление и повторение ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Структура такого урока состоит из следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.


С такими уроками тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков, которые имеют следующую структуру: повторение теоретических знаний, выполнение упражнений, проверка выполнения самостоятельной работы, задание на дом.


Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются уроки, на которых рассматриваются наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала. Такие уроки строятся в форме рассказа, кратких сообщений, беседы преподавателя с учащимися.


Уроки проверки (контрольные уроки) имеют целью проверку преподавателем уровня знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме (или темам). Проверка может осуществляться как в письменной, так и в устной форме.


Обязательными элементами всех перечисленных выше уроков является организационный этап и этап подведения итогов.


Организационный этап предполагает постановку целей перед учащимися, создание рабочей обстановки, формирование установок на восприятие материала.


На этапе подведения итогов обычно фиксируется достижение цели, определяется мера участия учеников в работе, дается оценка их работы, определяются перспективы.


Представляется целесообразным рассмотреть наиболее распространенные методы обучения, которые могут быть использованы на уроке, и дать их оценку.


Лекция – это монолог преподавателя при очень ограниченном обсуждении. Преимущества этого метода: удобна, дешева, позволяет четко и ясно излагать новый учебный материал. Недостатки: требует существенной подготовки и определенного уровня лекторского искусства преподавателя. Кроме того, лекция требует быстрого восприятия слушателями и легко забывается.


Беседа (или групповое обсуждение) – выступление преподавателя при активном участии учащихся. Преимущества – удобна, у каждого есть возможность высказаться, могут появиться новые идей. Недостатки: требует определенной подготовки учащихся, учащиеся иногда отвлекаются от обсуждаемой темы, неформальные лидеры могут доминировать над остальными учащимися.


Опрос – получение индивидуальных ответов учащихся в письменной (или устной) форме на заранее подготовленные вопросы преподавателя. Основное преимущество этого метода в том, что он обеспечивает обратную связь и позволяет проверить уровень знаний учащихся. Главный недостаток опроса состоит в том, что он охватывает обычно лишь определенные аспекты темы.


Использование видеофильмов и кинофильмов – определенные события или ситуации снимаются на пленку и сопровождаются четкими пояснениями.


Преимущества: клипы можно демонстрировать несколько раз и обсуждать; доступность и наглядность изложения учебного материала. Недостатки – этот метод требует использования специальной и дорогой аппаратуры и сами аудио и видеоматериалы стоят, как правило, дорого.


Деловая игра – имитация изучаемой ситуации, с распределением, как правило, ролей между учащимися. Основные преимущества деловой игры в том, что она является методом активного обучения и позволяет, значительно сократив операционный цикл, наглядно продемонстрировать учащимся к каким конечным результатам приведет то или иное решение или действие. Деловая игра способствует закреплению теоретического материала, приобретению практических навыков, контролю знаний. Недостатки – ученики не всегда серьезно относятся к деловым играм, некоторые ситуации нельзя инсценировать, требуется существенная подготовка преподавателей.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"