Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

О бесправной доле крестьянского ребенка

1.08.2010

В своих песнях, как и в крупных произведениях, Мусоргский стремился отразить жизнь русского народа, его горе и нужду. Неисходной печалью полна “Колыбельная Ерёмушке” на стихи Некрасова. В словах вступительной строфы, построенной на русских песенных оборотах, — вся доля бедняка


И медленное укачивание, которое слышится в ритме этой колыбельной, лишь усугубляет печаль. Только в самом конце наступает просветление. Так тих и безмятежен сон ребенка, еще не ведающего о своей тяжкой доле.


О бесправной доле крестьянского ребенка рассказывается и в песне “Сиротка” на собственные слова композитора. В ней Мусоргский живо обрисовал образ бездомного мальчонки, выпрашивающего милостыню у прохожих. Многие из песен Мусоргского, воссоздающих разнохарактерные сценки из народной жизни, написаны на его собственные слова. Таковы, кроме “Сиротки”, “Светик Савишна”, “Озорник”, “Семинарист”. Мусоргский сочинял и светлые лирические песни, такие, как “Понад Доном сад цветет” на слова Кольцова. Некоторым из его песен присущ сатирический характер (“Козел”, “Классик”, “Раёк”).


“Картинки с выставки” были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего. Выставку организовал весной 1874 года В. В. Стасов. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского, и работа закипела. Вскоре, в июне 1874 года, “Картинки с выставки” были закончены.


Этот цикл можно назвать сюитой — последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса — музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем все они связаны темой “Прогулки”, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой. Ее интонации слышатся и в последнем номере цикла.


“Прогулка” — пьеса русского народного склада с характерными песенными интонациями. На протяжении цикла под влиянием смены настроений меняется и характер музыки “Прогулки”: она звучит то непринужденно, задорно, то задумчиво и грустно, то даже таинственно.


Первая картинка — “Гном”. Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.


В следующей картинке — “Старый замок” — композитор поэтично передал ночной пейзаж и спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия средневекового трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит.


Третья картинка — “Тюльерийский сад” — резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты, в основном высокий регистр, мажорный лад хорошо передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.


Четвертая картинка называется “Быдло”, что означает “рабочий скот”. На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.


И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат секунды в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все в стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету “Трильби”. На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющие характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры “Балет невылупившихся птенцов”.


Пьеса “Два еврея” изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой пьесе нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастна ей речь бедняка — тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.


В картинке “Лиможский рынок” рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.


Миниатюра “Катакомбы” написана по рисунку Гартмана “Римские катакомбы”. Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшееся в глубине лабиринта эхо, то резкие и ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы…


Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.


Следующая картинка — “Избушка на курьих ножках” — рисует сказочный образ Бабы-Яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, Баба-Яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Недаром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере “Борис Годунов”.


Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке — “Богатырские ворота”. Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана “Городские ворота в Киеве”. Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка русским народным песням, а также напоминает “Прогулку”. Характер пьесы величавоспокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.


“Картинки с выставки” стали одним из популярнейших произведений. Известный французский композитор Морис Равель сделал аранжировку их для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. Одним из лучших исполнителей “Картинок с выставки” является пианист Святослав Рихтер.


Мусоргский — композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и надеждах русского народа. Верой в его силу и могущество проникнуты лучшие страницы его музыки. Творчество Мусоргского было настолько самобытным и новаторским, что до сих пор оказывает сильнейшее воздействие на композиторов разных стран.


Основные произведения


Оперы: “Саламбо”, “Женитьба” (первый акт), “Борис Годунов”, “Хованщина”, “Сорочинская ярмарка” 67 романсов и песен


“Иванова ночь на Лысой горе” (симфоническая картина), Интермеццо “Картинки с выставки” (цикл фортепианных пьес) Отдельные фортепианные пьесы


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"