Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Открываю своего Павла Тычину

22.06.2010

Говорят, поэты расцветают раз в век. Если считать так, то Павел Тычина расцвел в молодые года, когда появились «Солнечные кларнеты» (1918), «Вместо сонетов и октав», «Плуг» (1920), «В космическом оркестре» (1921), «Золотой гул» (1922), «Ветер из » (1924). Это в самом деле непревзойденная, выдающаяся поэзия, в которой переплелись и красота человеческих чувств, и события революции и гражданской войны на Украине как надежды на социальное, национальное и духовное освобождения, и жестокое разочарование действительностью. Наверное, можно сколько угодно говорить сейчас об «непоследовательности » поэта, его «раздвоенность», но, я думаю, сначала надо посмотреть на тогдашние события глазами молодого художника, пропустить их через его впечатлительное сердце. И только тогда, осознав истоки трагедии Тычины, можно понять, почему и как в одном человеке соединились два поэта. Именно таким увидел я «своего Тычину».


С одной стороны – «Вы знаете, как липа шелестит», «Когда в твои глаза вгляжусь», «Пастели», «Памяти тридцати. С другой – «У имени человека», «Партия ведет», «Коммунизм  дальше видит». Очень хочется ответить на этот вопрос так, чтобы и другие поняли и полюбили его, как я. Вот он возникает перед нами автором «Солнечных кларнетов»: молодой интеллигентный талантливый юноша, который внимательно вглядывается в мир и напряженно ищет ответы на вопрос: в котором связи находятся природа и люди, добро и зло? Что есть определяющим? Поет доходит до вывода, что все в  мире взаимосвязано. Это открытие исполняет его радостью, и ею он делится с нами:

  • Рощи шумят
  • Я слушаю.
  • Тучки бегут
  • Любуюсь.
  • И постепенно события Первой мировой войны убеждают П. Тычину, что этот воспетый им мир такой далекий от гармонии. Но молодое сердце стремится крепкая вера в добро и создает его, – так появляются стихи цикла «Гармоничное»,  «Кто-то гладил нивы», «Голубизна мою душу овеяла», Мне кажется, что именно вера в гармонию мира, оптимизм отличали поэта из его предшественников и современников. А еще – предчувствие революции. Именно довольно родились строки:

  • Гей, ударьте в струны, кобзари,
  • Вдохновите сердца песнями!
  • Украинский флаг и вверху
  • Будто солнце над стелами…
  • И снова — радость, праздник, небывалый подъем в «Золотом гуле». И появляется предчувствие беды: Черная птица – у него глаза – когти!


    Черная птица из гнилых закоулков души, Из поля боя прилетел, Кряче. Или это – не гениальная прозорливость, которая заметила ту трагическую границу, которая проляжет между людьми, даже родными по крови («курки спустили в мать и отца»)? И снова – не смотря ни на что – жизнеутверждающий финал, вера в победу силы добра, в силу народа:

  • Я – неугасимый
  • Огонь Прекрасный,
  • Вечный дух.
  • Поздравляй же нас ты с солнцем, голубями. Я сильный народ! – с солнцем, голубями. Но мечта так и осталась мечтой. Страна была обречена. Революция 1917 года вместо социального освобождения принесла на украинскую землю реки крови. Разрушаются семьи, расшатываются вековые моральные основания народа. Тычина-поэт верил в революцию, ждал и боялся ее. Отсюда и обостренное восприятие окружающего, предчувствие беды, жгучая боль за Украину, за свой народ: Кто же это так с тебя насмехаться смел? Кто  твое сердце чем загородил? Я почти физически ощущаю ту боль, которой преисполнена каждая строка стиха, так как «рубились, бились родные, свои»; а те, кого считали братьями, предали Украину. Стих заканчивается многозначным вопросом, который, без сомнения, есть прозрачно-риторическим: ответа не надо, он – очевидный:


    Кто же так люто бросил на растерзание нас? Мне кажется, что именно здесь и содержатся те истоки «раздвоенности» Тычины, которая позднее переросла в трагедию его таланта. Так, Павел Тычина – гениальный, но глубоко трагический талант. И с этим нельзя не согласиться! Он любил жизнь во всех ее проявлениях и учил этому чувству читателей. Он, я убежден, любил людей: из прошлого, современников и будущих земляков. Наверное, это надо понять душой и кланяться гениальному художнику за его сердце и талант.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"