Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Поэтический гений Евгения Плужника

22.06.2010

Евгений Плужник… Много ли мы знаем об этом оригинальном и неповторимом поэте? У меня в руках сборник стихов поэта, выданный с помощью Качуровского в далеком Мюнхене. Листаю страницы сборника, читаю стихи, погружаюсь в мир малознакомого поэта-украинца. А через стихи поэта очерчивается в моих думах его жизнь. Значит,  Плужник «негромким» был за жизнь, он был обречен на посмертное забвение, и только сегодня признан  поэтом широкой гуманистической боли и тоски. Его жизнь была недлинная и не богатая на внешние события, литературная деятельность продолжалась всего десять лет. Вместе со своими друзьями он попал под нечеловеческие жорна сталинских репрессий, которые означали планомерное уничтожение украинской интеллигенции, был арестован в 1934 году, а в 1936  умер от туберкулеза в тюремной больнице на Соловках.


Первая книжка стихов поэта вышла в 1926 году под названием «Дни», вторая – в 1927 году под названием «Ранняя осень». Вторая книга и есть последней прижизненной; все, что мы имеем ныне, печаталось в Европе и пришло к украинскому читателю в годы демократизации. Е. Плужник  кроме произведений лирического жанра, писал романы, пьесы, сценарии для киностудий. В чем же особенности лирики Е. Плужника? Поэтическое кредо его – естественность актера, который играет не какую-то там литературную роль, а самого себя. Поэтому в его стихах немело абстрактного, а больше реального, индивидуального, переполненного переживаниями.


Лирика поэта отличается на фоне пусть избранных стихов 30- х годов, так как только ему присуще высокое и сложное искусство артистичного преображения составляющими импрессионизма, одного из самых оригинальных изобразительных искусств. Стихи Е. Плужника состоят из 2-3, редко 4-5 строф. Скобки, воплощенные в строфы, напряженные, взволнованные,  психологически насыщенные, иногда они напоминают стихи похожие на газетно-политические геммы.


И все же… Уже первые стихи удостоверяют Плужника как певца преисполненного трагических звучаний гуманизма, который провозглашает идею абсолютной ценности жизни. А отсюда – осуждение братоубийственной войны, классовой ненависти: Прислонили к стенке человека. Извлечение нагана…


(«Прислонил к стенке человека…»)


Во многих стихах ранней лирики звучит непоколебимый протест против жестокости и бессмысленного разлива человеческой крови. В книжке «На дне» поэт высказал свой взгляд на проблему, очерченную общественной памятью.


И суть этого взгляда обрисовывается в эпиграфе к сборнику: Как страшно! Человеческое сердце к краю обнищало». Как уже говорилось выше, стихи поэта имеют своеобразную структуру, в основном  это стихи – миниатюры. Тем не менее, каждый из них – лирическая драма, в каждом сюжете  - безвинная кровь, безвинная смерть, холодное убийство, трагедия преступно оборванной жизни, нерасцветшей молодости. Кто же стал жертвами революции и гражданской войны? Люди простые, добре, люди из народа. Рядом с этими образами встречаем в стихах поэта образы сознательных борцов за революцию. Поэт склоняет голову перед их моральным подвигом:

  • Состоялось. Цель моя далекая,
  • я такой смерти не боюсь
  • («Ночью его велели на расстрел»)
  • Со стихами Е. Плужника в украинскую литературу вошел голос «общечеловеческой гуманности», милосердие, с которым мы уже встречались в «Скорбной матери» П. Тычины, и в нем соединились две противоположные настроенности: трагически-мучительное переживание потерь и страстная вера в справедливое и человечное будущее. Во втором сборнике стихов Е. Плужник отходит от пафоса трагического оптимизма и романтической формы самопожертвования во имя будущего. Здесь присутствует мотив примирения, автор хочет примирения с «осенним покоем», он поздравляет этот покой и даже говорит «прощайте» порываниям молодости.


    Расположение духа лирического героя «осеннее». И это и не удивительно, ведь у Евгения – туберкулез, который уже перешел в третью стадию, что и наложило свой отпечаток как на способ физического существования, так и на поэзию.

  • Окно в садик, и  благоухание села
  • Сдабривают мне отвратительность лекарства…
  • Скажи, болячка, где ты сил взяла
  • Маленькая радость раздуваю в большую?
  • («Равновесие»)
  • Под влиянием самочувствия появляется новый мотив в лирике Е. Плужника: искусство как утешение, как составление стихов о бесполезности стихосложения. Во втором сборнике поэта есть и философские стихи, героями которых выступают известные личности: М. Бажан, П. Тычина и т.п. Поэзия Е. Плужника ждет своего исследователя. И прежде всего – его синтаксис. Тем не менее уже современному читателю понятно, что этот автор – ловкий скульптор. В своих коротких миниатюрах он всегда говорит все и ничего не оставляет на домысливание читателю. Итог своего поэтического творчества он сделал сам в обращении к читателю, которое находим на последней странице «Равновесия». «Суровому суду современников» он противопоставляет взвешенную оценку потомков, к которым всегда будет проговаривать его спокойная искренность.



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"