Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Слияние судьбы Ахматовой с судьбой Родины

9.07.2011

Поэт Осип Мандельштам считал, что во время каких-либо исторических катастроф каждый поэт должен быть «мужем», то есть осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу своей страны. Из всех русских поэтесс, достойных звания «жены» — женщины гуманизирующей свое время — он считал Анну Андреевну Ахматову. Мандельштам писал: «В последних стихах Ахматовой произошел перелом к… религиозной простоте и торжественности: я бы сказал, что после женщины настал черед жены. Помните: «смиренная, одетая убого, но видом величавая женщина. Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».


От «женщины к жене» Ахматова начала идти довольно рано. Критики называют в связи с этим стихотворение 1910 года «Первое возвращение». Как человек высоко духовный, Ахматова предчувствовала грядущие перемены в обществе, и указанное стихотворение как раз и является откликом на эти предчувствия чего-либо трагического. В 1917 году она пишет стихотворение «Думали: нищие мы, нету у нас ничего…», в котором говорит о том, что ее поколение пережило в эти годы одни потери:


Думали: нищие мы, нету у нас ничего,


А как стали одно за другим терять,


Так, что стали одно за другим терять,


Так, что сделался каждый день


Поминальным днем, -


Начали песни слагать


О великой щедрости Божьей


Да о нашем бывшем богатстве.


Новое время, новая эпоха, которая наступила после революции, воспринималась Ахматовой как трагический этап в жизни страны, как время великих потерь и скорбей. Но она отказывается от эмиграции, видя свое предназначение в том, чтобы быть со своей страной до конца, чтобы разделить ее судьбу какой бы не была она. Сама мысль о том, чтобы бросить «край глухой и грешный» кажется поэтессе кощунственной:


Мне голос был. Он звал утешно,


Он говорил: «Иди сюда,


Оставь свой край глухой и грешный,


Оставь Россию навсегда.


Я кровь от рук твоих отмою,


Из сердца выну черный стыд,


Я новым именем покрою


Боль поражений и обид».


Но равнодушно и спокойно


Руками я замкнула слух,


Чтоб этой речью недостойной


Не осквернился скорбный дух.


Как и для многих современников, первая мировая война стала для Ахматовой крушением привычного, устоявшегося миропорядка. Поэтесса называет эти события «страшной книгой грозовых вестей».


В одиннадцать лет, по воспоминаниям самой поэтессы, Анна Ахматова записала свое первое стихотворение. Можно сказать, с этого момента начался творческий путь поэтессы в русской поэзии. Каждое ее стихотворение, особенно в ранний период творчества, написано с любовью и о любви. Здесь оказывается совершенно неважно к кому или чему направлено это чувство, будь то любимый человек, приятное воспоминание или город. Главное, то настроение, которое создается у читателя при прочтении этих стихов. С самого начала произведения Анны Ахматовой завораживают своей неповторимостью и уникальностью. В стихах автора, «где каждый шаг — секрет», где «пропасти налево и направо», прекрасно сочетаются и туманное Зазеркалье, и точный психологизм. Поэтесса сумела в стихах воплотить свой уникальный талант видеть в обычной жизни прекрасное, поэзию, любовь.


Литературоведы давно заметили удивительную особенность любовной лирики Ахматовой — все любовные истории, протекающие в ее стихах, происходят как бы в молчании.


Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам…


Для стихов характерно малое количество слов, ничего не разъясняется, как будто, читатель должен знать, чувствовать все сам. Именно поэтому каждая короткая фраза несет в себе огромную смысловую нагрузку.


Хочешь знать, как все это было? -


Три в столовой пробило,


II прощаясь, держась за перила,


Она словно с трудом говорила:


«Это все… Ах, нет, я забыла,


Я люблю вас, я вас любила


Еще тогда!»


-Да


Читатель должен сам в этом случае додумать, что происходило с героями прежде, окунуться в воспоминания, обращаясь к своему прошлому. Именно поэтому ах-матовские произведения по своему смыслу охватывают широкий спектр человеческих взаимоотношений. Читатель начинает воспринимать рассказанную историю, как свою личную драму. Во многих любовных стихах поэтессы звучит растерянность, боль и желание успокоиться, хотя бы глядя на солнечный лучик. Именно он, «такой невинный и простой» является смысловым центром произведения. Освещая с одинаковой интенсивностью и обычный рукомойник, и человеческую душу несет свое тепло, любовь людям. Через все творчество Ахматовой проходит мотив благодарения жизни. Б. Эйхенбаум замечал, что каждая книга стихов поэтессы представляет собой настоящий лирический роман — «мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить о его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей». Анна Ахматова добилась большого мастерства в создании романов-миниатюр.


Как велит простая учтивость, Подошел ко м не, улыбнулся. Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся.


И загадочных древних ликов На меня, посмотрели очи. Десятълет замираний и криков. Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало снова На душе и пусто и ясно.


В небольшом стихотворении сконцентрировались переживания, муки несчастной любви, длившейся десять лет. Многие подобные мини-романы Ахматова сознательно оставляла незавершенными. Именно поэтому они напоминали и вырванную страничку из романа, и какое-то полузабытое воспоминание. Своеобразной формой любви явилась поэзия для поэтессы. На первый взгляд может показаться, что Ахматовой свойственны слабость и надломленность, что именно этим она трогает огромную аудиторию читателей. Однако, погружаясь в стихи, можно заметить исключительную силу воли автора. Критик и поэт Н. В. Недоброво видел в произведениях Ахматовой «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».


В любовной поэзии Анны Ахматовой удивительным образом сочетались женственность, хрупкая нежность с решительным и прямым словом. По характеру, чувствам поэтесса близка своим произведениям. Складывается впечатление, что она пишет одновременно и о себе, и о том, кто в данный момент читает произведение, что вся ее жизнь концентрируется в этих коротких, но емких по своему содержанию строчках.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"