Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Сочинение и устный ответ по литературе

25.06.2010

Сочинение и устный ответ по литературе — это показатели интеллектуального развития экзаменующегося, его идейной убежденности и эстетического вкуса. Но прежде чем они станут таковыми, поступающий в вуз проходит длительный период ученичества, и самое главное в этот период — научиться рассматривать ответ и сочинение как мыслительно-речевую ситуацию, в которой формируются идейные убеждения, эстетический вкус и моральные качества обучающегося. В школе этот процесс организует учитель, й чтобы его старания не пропали даром, от ученика требуется максимальная активность. Если же молодой человек упустил что-то, когда учился в школе, то теперь, готовясь в вуз, он должен наверстать упущенное.


По литературе не может быть ответа «вообще»: любой ответ должен иметь конкретное содержание и форму, строго соответствующую данному содержанию. Точнее говоря, по литературе невозможно раскрыть всю полноту и глубину знаний, если не найдешь форму, наиболее соответствующую содержанию этих знаний. Поэтому при оценке и ответа, и сочинения учитывается не только полнота, глубина, прочность и достоверность знаний, но и умение облечь конкретное содержание в определенную форму. Следовательно, надо учиться различать сочинения и ответы по литературе по содержанию и жанрам речи.


Устный ответ и сочинение не являются особыми жанрами высказывания. В обоих случаях это мыслительно-речевая ситуация, требующая от говорящего и пишущего высказывания как речевой деятельности, речевого поступка. В какую жанровую форму выльется высказывание, зависит от поставленного вопроса, от темы сочинения. Формулировка вопроса и темы сочинения указывают на содержание ответа и сочинения и их цель. А содержание и цель, в свою очередь, определяют способ изложения, его жанровую форму. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть, например, вопросы для устного экзамена по литературе в X классе. В «Билетах для выпускных экзаменов за курс средней школы» обычно есть три группы вопросов по литературе.


1.         Есть вопросы, которые связаны с проверкой умения художественно (выразительно) читать: например, Прочитать наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского). Есть вопросы, ответ на которые экзаменующийся по собственному усмотрению может построить как художественный рассказ или литературную композицию (литературный монтаж): например, Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского. Художественное чтение, художественный рассказ, литературная композиция — это жанры искусства художественного чтения. Они имеют свои законы, свои правила, которые необходимо знать.


2.         Другая группа вопросов связана с анализом какого-либо печатного источника: например, Статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература»; В. И. Ленин о Л. Н. Толстом; В. И. Ленин о творчестве Н. А. Некрасова; Чеховские образы в произведениях В. И. Ленина. Ответ на вопрос такого типа представляет собой пересказ с элементами рассуждения. И содержание и форма высказывания в этом случае определяются содержанием и формой перелагаемого источника. Следовательно, надо учиться различным видам пересказа-изложения. К этой же группе относятся вопросы о жизненном и творческом пути писателя. Экзаменующийся должен пересказать главу учебника, лекцию преподавателя или раздел какого-либо пособия.


3.         Большая часть вопросов ставит отвечающего перед необходимостью создавать собственный словесный текст. Это самый трудный тип ответа. Экзаменующийся должен сам определить и содержание, и форму ответа, опираясь на свое   знание художественного текста. Высказывание, являющееся ответом на подобный вопрос, обычно принадлежит к логическому типу речи: по способу изложения — это, как правило, рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение; по объему — это всегда мотивированное утверждение или отрицание в кратком или подробном варианте. В процессе такого ответа говорящий совершает самые разнообразные умственные (логические) действия: анализирует, синтезирует, сравнивает, отвлекает (абстрагирует), обобщает, классифицирует, доказывает, опровергает и т. д.


Устный ответ


Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность человека, «имеет три стороны: мотивацион-ную, целевую и исполнительную… Единичный акт деятельности есть единство всех трех сторон. Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение» 3. Следовательно, прежде всего надо учиться осознавать свой ответ как единство этих трех сторон.


Наиболее эффективными способами обучения ответу нам представляются два: разбор образца ответа и разработка плана ответа по аналогии с образцом. Но, во-первых, «образец» — понятие весьма относительное: то, что один считает «образцом», другой таковым не признает. И во-вторых, «образец» способен выполнить обучающую функцию только тогда, когда говорящему известны требования, каким должен удовлетворять ответ (критерии оценки), и исходные позиции в создании «образца». Поэтому мы не будем давать готовый ответ на поставленный вопрос, а будем показывать «процесс создания» ответа, будем давать «образец» совершения речевого поступка как интеллектуального акта. Это называется «программой сло-, веспых действий», или своеобразным «алгоритмом».


Можно ли разработать общую программу всех ответов по литературе? Не окажет ли сопротивления такой программе сам «материал»? Ведь «материалом» этим, как правило, является художественная литература и вследствие этого ответы могут быть разными по принадлежности к типам речи, к способам изложения, жанрам, композиции. Поскольку речь есть акт интеллектуальной деятельности, постольку можно наметить общую программу любого конкретного высказывания. «Что такое интеллектуальная деятельность? В самой общей форме это есть деятельность но решению задач. Интеллектуальный акт у человека распадается на три фазы:


1) ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий;


 2) фаза исполнения намеченного плана и


3) сличение получившегося результата с намеченной целью».


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"