Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна»

27.06.2010

Твардовский, безусловно, не мог знать этих слов, когда писал «Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна»», но как не случайно у него то, что гудящие над полем провода — в верхней строчке, а гремящие по рельсам поезда и текущие вдаль воды — в нижней. 11 каким бескрайним кажется нам поле, как необъятен простор, по которому текут вдаль реки и несутся поезда! Как мало слов и как много они говорят! А в следующей строфе:

  • И шапки пены снеговой
  • Белеют у кустов,
  • И пахнет смолкой молодой
  • Березовый листок.
  • Предельно лаконично, но мы безошибочно можем сказать, что происходит это ранней весной: в низинах под кустами еще не успел стаять снег, но, уже тронутый ранними весенними лучами, он напоминает пену прибоя, не белую пену, а ту, что бывает чаще всего у заберегов — сероватую, вобравшую все попавшиеся на пути соринки, песчинки. А вверху уже проклюнулся молодой березовый листок, не успевший утратить первозданной клейкости, предохранявшей его от зимней стужи почки. Обратите внимание, те же приметы наступающей весны даны Твардовским задолго до «Страны Муравии»,  в  стихотворении,  датированном   1932  годом:

  • Снег стает, отойдет земля,
  • Прокатится громок густой.
  • Дождь теплый хлынет на поля
  • И смоет клочья пены снеговой.
  • Запахнет тополем волнующе.
  • Вздыхаешь, говоришь: — Весна…
  •  «…Если писать на народные мотивы, если Вы продолжаете жить этою жизнью и питаетесь ее впечатлениями, то старайтесь подмечать в ней то, что нарождается, что врывается в дух и миросозерцание народа, что его изменяет и преображает».


    Откройте «Страну Муравию»! Не кажется ли вам, что Твардовский не только знал, но и как бы следовал этому совету Короленко? Хотя вряд ли так было. Просто отнюдь не редко совпадение, когда мысли одного большого художника находят отражение в творчестве другого лишь потому, что люди одной нравственной позиции, одних жизненных установок в чем-то главном видят мир под одним углом зрения и как бы одними глазами.


    Еще до «Страны Муравии» Твардовского, по его признанию, «захватил всего целиком … реальный нынешний мир потрясений, борьбы, перемен, происходивших в те годы в деревне». И кому же, как не ему, деревенскому жителю, ощущавшему во всем и всегда свою кровную связь с крестьянством, погрузиться в этот мир и отобразить его в своем творчестве?


    Задолго до «Страны Муравии» Твардовскому приходилось много ездить по колхозам, и, хотя, по его признанию, поэма была задумана «под непосредственным воздействием извне», по «подсказке» А. А. Фадеева, обращенной к тому же отнюдь не лично к Твардовскому, но брошенное с трибуны Первого съезда советских писателей «зерно» попало в благодатную почву, потому-то и дало «обильный урожай».


    Вам, конечно, приходилось бывать в Третьяковской галерее, в Русском или других музеях? Видели вы, вероятно, альбомы по искусству, монографии о художниках. А вот обращали ли вы внимание на то, что рядом со всемирно известными полотнами висят уменьшенные повторения отдельных деталей в различных ракурсах: фрагменты дерева ли, кусочка изображенного на полотне пейзажа, одной и той же фигуры, лица? Все это — вспомогательный материал, заготовки к будущей работе. Как правило, делаются


    они с натуры и имеют определенное название — мгюды или эскизы. Порой этюд, если сделан он рукою мастера, приобретает самостоятельную ценность. Такими этюдами к «Стране Муравии» и явилось для Твардовского «все написанное и напечатанное» до пес.


    Началось это исподволь, задолго до возникновения замысла «эпопеи». Написанное после поездок в Брасовский, Вяземский, Идрицкий, Новозыбковский и другие районы Смоленщины — всего лишь этюды и эскизы к будущей «эпопее». Характерно, что, чем ближе по времени мы подходим к «Муравии», тем более заметен в творчестве Твардовского крен в сторону прозы. Заглянем в «Библиографию произведений Твардовского» тех лет. В 1929 году написан один небольшой очерк, две заметки и 26 (!) стихотворений (только первые публикации). А вот, к примеру, 1931 и 1932 годы: два стихотворения во втором выпуске сборника «На стройке новой деревни» и поэма «Путь к социализму», но писал ее поэт в 1929 году. Правда, в этом же году дважды напечатана поэма «Вступление», но писалась-то она раньше.


    Проза всегда у Твардовского как бы предваряла поэтический замысел. Так обстояло со многими значительными произведениями — «Василием Теркиным», «Домом у дороги», «За далью — даль». Не была исключением и «Страна Муравия».


    Потому-то он так и ухватился за подсказку Фадеева, что у него было предостаточно личного материала, которым он «располагал в избытке для осуществления настоятельной потребности», одолевавшей его в те годы и как бы понуждавшей рассказать все, что знает о крестьянине, деревне, колхозе.


    Разумеется, «Страна Муравия» отнюдь не точный слепок, не пересказ реальных событий — поэт в достаточной мере располагал и иным материалом, знал деревню с детства, бывал в других местах, но основная, ведущая тема почерпнута в «своем колхозе»; особо отчетливо она звучит в кульминационных моментах повествования. Так, по наблюдению К. И. Па-сечнюк, черты Ксении Тимофеевны Прасоловой, матери четырех детей, труженицы и затейницы, лихо игравшей на балалайке и задорно плясавшей под любой аккомпанемент, воплотились в строках:

  • А впереди — затейная
  • Аксюта Тимофеевна:
  • Где стала я, где села я
  • Со мной бригада целая…
  •  



    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"