Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Интерпретация Вадима Кожинова

11.06.2010

Книга Галковского проникнута поразительной свободой, подчас поистине головокружительным бесстрашием мысли. Мировосприятие автора складывалось в то время, когда высшую вольность мысли еще необходимо было завоевывать в предельном, отчаянном сопротивлении всей идеологической и даже бытовой атмосфере, и поэтому острый меч мысли автора с размаха крушит то, что сегодня, сейчас уже в принципе рухнуло и требует от писателя не гневного разоблачения, а спокойного и трезвого осмысления.


Но те или иные написанные с резким сарказмом или даже откровенной яростью страницы запечатлели в себе героический порыв к воскрешению чудовищно подавлявшейся и уничтожавшейся в течение жизни трех поколений отечественной мысли. Галковский в изобилии приводит высказывания своих предшественников, и они не имеют явного отличия от его собственного текста, ибо в этом тексте именно воскрешены основы смысла и стиля отечественного философствования. Галковскому присущи сила и утонченность разумения, превосходное — самое широкое и в то же время детальное, можно сказать, интимное знание истории, истинный писательский дар.


В одном произведении соединены абсолютно, казалось бы, несовместимые “тенденции”, так что кто-то будет клеймить Галковского как заведомого “русофоба”, а кто-то — как идеолога “Памяти”. Это не то, к чему мы привыкли, и надо подняться на иной уровень понимания, дабы действительно воспринять смысл сочинения, называющегося “Бесконечный тупик”.


Да, в этом сочинении чуть ли не все стороны русского бытия и сознания подвергаются самому нелицеприятному, а нередко и совершенно беспощадному суду. Но если внимательнее и спокойнее вглядеться в сочинение Дмитрия Галковского, выяснится, во-первых,


 Во фрагментарной форме организации материала по принципу примечаний Золотоносов 160 склонен видеть непомерно выросшее значение категории случайности, что оценивает как симптом победы хаоса и одно из проявлений конца “романа, который мы потеряли”, — психологического, семейного. Несомненно, тип традиционного романа сменяется новым, однако упрек в торжестве хаоса был предусмотрен Галковским и отвергнут как неосновательный: “Внешняя хаотичность формы Тупика” есть на самом деле издевательство над хаосом, трагическое преодоление бесформенности”. Суждения Золотоносова о появлении произведений, закрепляющих деконструкцию в новой эстетике, к числу которых он относит и “Бесконечный тупик”, справедливы; “хаосом” же ему кажется новый, нелинейный способ художественного мышления. что в “Бесконечном тупике” воплотилась, говоря попросту, не “критика” России, а “самокритика”, “самоосуждение”, — в конце концов то, что называется покаянием. Автор “Бесконечного тупика” судит не кого-то другого, но прежде всего самого себя. Он ничем и ни в чем не отделяет себя от своего народа. А “наш народ, — как говорил еще Достоевский, — пред целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя; иногда даже он несправедлив к самому себе, — во имя негодующей любви к правде, истине… Сила осуждения прежде всего — сила: она указывает на то, что в обществе есть еще силы”.


Национальная самокритика, воплотившаяся в “Бесконечном тупике”, обладает безоглядным “русским размахом”. Самоосуждение перехлестывает все барьеры, переходит все границы и потому то и дело оборачивается самоутверждением — но глубоко выстраданным, лишенным даже тени самодовольства. Галковский не раз говорит о том, что главный его учитель — Розанов, и, конечно, розановское наследие во многом определило и дух, и стиль “Бесконечного тупика”, хотя Дмитрий Галковский создал и некий свой собственный жанр: его “примечания” — это не отдельные “опавшие листья”; они растут на одном ветвистом дереве.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"