Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изображение величия и героизма в пьесах Кейси

20.06.2010

Первые пьесы Кейси написаны в 20-е годы. За «Тенью стрелка» (1923) последовали «Юнона и Павлин» (1924) и «Плуг и звезды» (1926). Все три пьесы посвящены теме национально-освободительной борьбы ирландского народа, но главное в них даже не тематика, а изображение тех возможностей душевного величия, порой героизма, которые заложены подчас в самых скромных и незаметных людях.


Постановка пьесы «Плуг и звезды» в дублинском театре Аббатства  вызвала,  громкий  политический  скандал.  Так  как  травля прогрессивного драматурга началась еще в предыдущие годы и всячески поощрялась буржуазными ирландскими националистами, Кейси покинул родину и поселился в небольшом английском городке Горки. Еще в юности Кейси страдал болезнью глаз, в результате которой постепенно терял зрение. Этим объяснялось его желание поселиться подальше от шума больших городских центров. Но живя как будто вдали от общественной и литературной борьбы, Кейси на самом деле с живейшим интересом следил за всем происходящим в мире и всегда откликался на актуальные события дня. С первых дней существования Русской власти Кейси выступил другом социалистического государства и. остался верным этой дружбе на протяжении всей последующей жизни.


Первые пьесы Кейси неразрывно связаны с темой ирландского сопротивления, хотя сама борьба показана непосредственно только в «Плуге и звездах». События большого масштаба происходят как в «Тени стрелка», так и в «Юноне и. Павлине» в прямом смысле слова за сценой, и лишь отзвуки их доносятся до зрителя. В то же время именно эти события определяют трагические конфликты в жизни простых людей, выступающих действующими липами и героями драматургии Кейси.


Кейси показывает трудные условия жизни простых ирландцев— обычно городского жителя — беспросветность и серость их существования. Обыденность людей, которых изображает Кейси, не вызывает у драматурга осуждения: он рисует ее с грустной иронией, видит порождающие ..ее причины, жалеет человека, ставшего серым  и  приземленным  в” силу  условий  его существования.


В художественной манере Кейси на раннем этапе его творчества (1923—1928) сочетались и переплетались различные тенденции. Реалистическое начало так же сильно в ней, как и романтическое. Ирония .драматурга становилась язвительной и гневной, когда он рисовал предателей своего народа, людей своекорыстных и равнодушных ко всему, кроме маленького личного благополучия (Шильдс в «Тени стрелка», Питер Флинн в «Плуге и звездах»). Но Кейси был мягким юмористом, когда показывал незаметных на первый взгляд, но прекрасных душой  «маленьких людей», которые под воздействием обстоятельств становились подлинными героями (Минни в «Тени, стрелка», Юдона в «Юноне и Павлине»). Положительный персонаж ранних пьес Кейси — это неизменно человек, под влиянием жизненных обстоятельств совершающий скромные, но от этого не менее прекрасные подвиги, обнаруживающий в решительную минуту мужество и величие души, ему ранее вовсе не свойственные. В этом смысле показательна уже первая пьеса драматурга «Тень стрелка». Время действия—1920 год, т. е. разгар борьбы ирландских республиканцев против английских поработителей. Но ирландские  патриоты  дерутся   за   сценой,    только   отзвуки   этой   борьбы изредка доносятся до зрителя. А на сцене со всеми прозаическими подробностями воспроизводится неприметный быт ирландской городской бедноты. Нет как будто ни возвышенных страстей, ни больших конфликтов. Скромная работница Минни влюбляется в Дево-рена, поселившегося в каморке мещанина Шильдса и выдающего себя за республиканца, вынужденного прятаться от полиции. Но Минни принимает его за героя, причем увлекается не так самим Девореном, как героической видимостью, которая кружит ей голову,— «тенью стрелка», а не тем, кто Деворен в действительности.


Шон Кейси, рисовавший героику борьбы своего народа, с печалью размышлял и о пороках многих ирландцев. Так, он не скрывает их склонности к пустой мечте и хвастовству (отсюда образ Де-ворена). Реализм драматурга сказывается именно в этом правдивом раскрытии многообразия характеров, порожденных трудной обстановкой ирландской действительности. Романтические мотивы выступают там, где сам Кейси начинает мечтать о лучшей жизни, рисует тех, кто самозабвенно, служит своей мечте, часто даже не представляя себе ясно пути ее реализации.


Этот мотив — причем сильней и явственней — проходит в пьесе «Юнона и Павлин». Как и в «Тени стрелка», здесь показан быт дублинских мещан. Действие происходит в тревожные времена гражданской войны. Скромная труженица Юнона, на которой держится весь дом, противопоставляется бездельнику и пьянице-мужу, прозванному Павлином, и сыну, тайно предающему родину. Снова простая и ничем как будто не примечательная женщина в минуту испытания проявляет большую стойкость, мужество и душевное величие.


Юнона — одновременно и реалистический образ, и символический. Контраст здесь, как и во всех ранних пьесах Кейси,— один из основных приемов драматурга. Другим его приемом выступает сочетание трагического с комическим. Почти фарсовые, гротескные сцены сменяются другими, в которых звучат трагические интонации.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"