Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

«Лишние люди» в произведениях Тургенева

21.06.2010

Противопоставляя   в    «Записках охотника» крестьян дворянам, не веря в просветительскую миссию дворянства как господствующего класса, Тургенев в то же время наделяет положительными чертами отдельных его представителей. Таков честный и простодушный Каратаев («Петр Петрович Каратаев»), гордый и справедливый Чертопханов («Чертопханов и Недопюскин»). Эти люди, не похожие на большинство дворян, оказываются неудачниками и кончают жизнь трагически.


Рассказом «Гамлет Щигровского уезда» и повестью «Дневник лишнего человека», опубликованными в 1849 году, Тургенев включается в разработку большой темы, имевшей важное значение не только в его творчестве, но и во всей истории русской литературы,— темы «лишнего человека». Поражение революции 1848 года в Европе побудило писателя по-новому осмыслить роль литературных и общественных кружков 30-х годов. Ему стало ясно, что вольнолюбивые идеи, воодушевлявшие молодежь того времени, носили слишком отвлеченный характер и были далеки от реальной жизни. Бесконечные философствования по любому поводу воспитывали привычку к самоанализу, который принимал болезненный характер и лишал молодых людей способности к практическим действиям. Таковы Чулкатурин («Дневник лишнего человека») и Василий Васильевич («Гамлет Щигровского уезда»). Тургенев строго осудил их за жизненную несостоятельность и назвал «лишними людьми». В .дальнейшем этим термином стали определять большую категорию людей из числа дворянской интеллигенции 20 —40-х годов XIX века.


В лице Василия Васильевича, отрекшегося от идеалов молодости и совершенно отгородившегося от жизни, Тургенев показал «лишнего человека» в самом неприглядном виде. Автор не согласен с презрительным отношением своего героя к идеалам 30 —40-х годов. В ряде произведений писатель, освещая роль дворянской интеллигенции, объективно показывает ее положительные и отрицательные стороны. Наиболее глубоко эта тема разработана в романе «Рудин» (1856).


Рудин принадлежит к передовой дворянской интеллигенции конца 30-х — начала 40-х годов. Он занимает место в галерее лучших представителей дворянского класса, открытой Чацким и продолженной Онегиным и Печориным. Но если в «Горе от ума», написанном перед восстанием декабристов, Чацкий страстно отстаивает свои взгляды, то Онегин и Печорин уже надломлены; не имея цели в жизни, они не знают, к чему приложить силы; они — «лишние люди». Рудин, по сравнению с Печориным, полон передовых идей, которые он активно проповедует. Он — оптимист, будит в людях веру в будущее, призывает к деятельности. Но его идеалы слишком общи и расплывчаты, оторваны от жизни и не могут служить руководством к конкретным действиям. Рудин тоже оказывается «лишним человеком».


Люди, подобные Рудину, сыграли положительную для своего времени роль. Разбуженные громом пушек на Сенатской площади, они явились связующим звеном между декабристами и новыми поколениями революционеров. В романе учитель Басистов — выразитель взглядов демократической молодежи — говорит о Рудине: «…Этот человек не только умел потрясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!»


Несмотря на некоторые противоречия в оценке героя автором, роман явился крупным достижением в развитии русской и мировой реалистической прозы. Если в «Записках охотника» с характеристикой большинства действующих лиц мы знакомимся посредством авторских описаний,   то,   создавая   роман1,   Тургенев   стремился


 Роман — один из основных жанров эпического (повествовательного) рода литературы. Это крупная форма эпического произведения, позволяющая наиболее полно освещать отношения между людьми. Роман отличается многолинейностью сюжета, раскрывающего судьбы значительного числа персонажей. Из всех жанров литературы роман обладает наибольшими возможностями изображения типических характеров в типических обстоятельствах. Эта особенность романа обусловила расцвет этого жанра в эпоху утверждения в литературе реалистического метода. В «Рудине» представителей провинциального дворянства — светскую барыню Дарью Михайловну Ласунскую, флегматичного Лежнева, подхалима Пандалев-ского, скептика и циника Пигасова — характеризуют уже не слова автора, а их собственные поступки и взаимоотношения. Романтичная Наташа Ласунская — первая из тургеневских женщин, которые искренностью и свежестью чувств вызывают глубокую симпатию читателей.


Повесть «Ася», так же как и роман «Рудин», развеивает иллюзию, будто бы дворянская интеллигенция все еще играет руководящую роль в обществе. Герой повести поставлен перед необходимостью либо решительно действовать, либо отказаться от личного счастья. И он проявляет такое же позорное малодушие, как и Рудин.


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"