Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Переоценка жизненных ценностей в романе Стейнбека «Гроздья гнева»

20.06.2010

В 30-е годы в литературу приходит Джон Стейнбек (1902—1968). Сын мелкого служащего и школьной учительницы, он рано начал работать и первую свою книгу «Чаша золота» (1929) написал, будучи сторожем дома, находившегося в горах в Калифорнии. В этом романе, как и в последующих книгах—«Небесные пастбища» (1932), «Неизвестному богу» (1933), повести «Квартал Тортилья Флэт» (1935),— проявилось большое мастерство Стейнбека в описании природы. Вышедший в 1936 году роман «В.схватке с сомнительным исходом» рассказывал о борьбе за свои права сельскохозяйственных рабочих в Калифорнии. Само название, однако, выявляет отношение автора к изображаемым событиям: они для него составляют «сомнительную битву».


Подъем рабочего, антифашистского движения заставил Стейнбека произвести коренную переоценку ценностей, результатом которой явился роман «Гроздья гнева» (1939). Рассказывая о тяжелой судьбе семьи фермеров Джоудов, согнанных с земли, на которой они трудились из года в год, он рисует типичную историю тружеников, подпавших под пресс капиталистической эксплуатации. Смысл «Гроздьев гнева» подчеркивает композиция книги, существенно отличающая ее от других произведений Стейнбека,— главы, повествующие о судьбе Джоудов, чередуются с главами-очерками, рисующими картину разорения американских фермеров и их передвижения на запад США в поисках работы. Обычно глава-очерк предваряет главу, повествующую о перипетиях судьбы Джоудов и переводящую публицистику на язык образов. При этом роман Стейнбека высоко художествен и высоко публицистичен, и поэтому главы-очерки органически включают художественные образы, а главы, посвященные Джоудам, проникнуты яркой публицистичностью. Главы-очерки-—это своеобразные лирические отступления автора, создающие широкую перспективу американской действительности.


Название романа — «Гроздья гнева» — органически входит в повествование, становится символом, олицетворяющим поступательный ход истории.


Название подчеркивает и то, что книга шла в русле революционных традиций американского народа. Оно взято из строчки стихотворения Джулии Уорд Хау «Боевой гимн республики», написанного после посещения поэтессой в декабре 1861 года войск северян, сражавшихся против рабовладельцев Юга. В феврале 1862 года стихотворение было опубликовано и стало маршевой песней армии северян. Ассоциации с революционными традициями не исчерпывают смысл названия — опираясь на строку «Боевого гимна республики», Стейнбек сравнивает войну против рабства и борьбу своих героев против социальной несправедливости. Он видит эпический размах этой борьбы, ее жизненную важность для судеб народа США.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"