Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Русская литература в России XIX века

21.06.2010

В 1874— 1875 годах большое развитие получило «хождение в народ»  агитаторов-интеллигентов,  пропагандировавших идеи А. И. Герцена, П. Л. Лаврова и М. А. Бакунина о социалистическом преобразовании России на основе крестьянской общины. В 1876 году революционеры-народники создали организацию «Земля и воля», поставившую цель поднять крестьянство на борьбу против царизма. Но малограмотные крестьяне не способны были понять идеи народников. Движение потерпело неудачу. В 1879 году «Земля и воля», распалась на «Народную волю», ставшую на путь индивидуального террора, и «Черный передел», избравший путь мирной пропаганды. В дальнейшем мирная пропаганда выродилась в либеральную теорию «малых дел», а последователи этих пародииков превратились в идеологов кулачества и ярых врагов марксизма. Народовольцы же своей бесстрашной борьбой вписали яркие страницы в историю России XIX века, но ошибочная тактика индивидуального террора не могла принести успеха. В 1881 году, после убийства Александра II, «Народная воля» была разгромлена.


Революционная деятельность народников наложила свой отпечаток на литературу 70—80-х годов. По-разному относились к ним великие писатели: Н. А. Некрасов горячо сочувствовал революционерам, Тургенев выразил им свои симпатии в последнем романе «Новь» и стихотворении в прозе «Порог», Л. Н. Толстой отрицательно относился к революционным методам борьбы, но народническое отрицание капитализма и провозглашение особого, «русского» пути к социализму были близки Толстому и способствовали его переходу на позиции патриархального крестьянства.


Из среды народнической интеллигенции выдвинулась группа писателей: Н. И. Наумов, С. М. Степняк-Кравчинский, Г. И. Успенский, Н. Е. Каройин-Петро-павловский, А. О. Осипозич-Новодворский, Н. Н. Злато-вратский, П. В. Засодимский и др. Их творчество .. было противоречиво: с одной стороны, пропагандируя идеи народничества, они идеализировали крестьянскую общину, с другой,— как писатели-реалисты, они правдиво изображали разложение общины, расслоение крестьянства в результате проникновения в деревню капиталистических отношений.


Страшная картина бесправия и разорения пореформенного крестьянства встает со страниц их повестей, рассказов и очерков. В очерке Каронина-Петропавловского «Молодежь в Яме» молодой крестьянин Михаил Лунин говорит своему отцу: «Какой гы крестьянин Всю жизнь шатаешься по чужим сторонам, бросил дом пашню, ни лошади путной, ни кола. В гом только ты и крестьянин, что боками здоров отдуваться! Пойдешь на заработки — ногу тебе там переломят, а придешь домой — тебя высекут». Отец Лунина не был исключением такова была жизнь почти всех крестьян,


Наиболее глубокий анализ русской действительности дан в произведениях Г. И. Успенского (1843—1902) — создателя литературного жанра очерковых циклов Наблюдая расслоение мещанской и крестьянской среды, писатель в циклах очерков и рассказов «Нравы Рас-теряевой улицы» (1866), «Разорение» (1869— 1874) вникает в психологию каждой социальной прослойки, показывает,. как развитие денежных отношений приводит к образованию кулачества и усиливает разорение основной массы народа. Взгляды революционного народничества выражены Г. И. Успенским в произведениях 70-х годов; художественный стиль их В. Г. Короленко характеризовал как «смесь образа и публицистики». В очерковых циклах «Из деревенского дневника» (1877—1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882) писатель раскрывает социальные противоречия пореформенной деревни, разложение крестьянской общины, трагическое положение крестьянина-труженика. Свой эстетический и нравсгвённый идеал Успенский выразил в очерке «Выпрямила» (1885): перед мысленным взором автора сливаются в единое целое Венера Милосская, русская крестьянка и девушка-революционерка, идущая на подвиг.


Типичным проявлением взглядов народников, идеализировавших крестьянскую общину, явился роман Н. Н. Златовратского «Устои» (1878 — 1883). В повести «Золотое сердце» (1878) автор восторгается интеллигентами, отказавшимися от революционных идей и нашедшими свое счастье в единении с народом и нравственном самосовершенствовании.


Более скептично.изображает деятельность народников.


Писатели-народники правдиво показали в своих произведениях, что под влиянием жестокой жизни крестьянин черствеет, чужая беда не вызывает в нем сочувствия. В очерке Наумова «Яшник» показан бедный крестьянин который вынужден впрягаться в воз, чтобы помочь своей изнуренной лошаденке. Это вызывает издевательский смех всей деревни:

  • «— Ну и рысаки, глянь-ка, братцы, ах, хи-хи-и~и! Того  и  гляди,  что  воз-то  вдребезги  разобьют,  а-а-а?
  • —        Целковых сто, поди, пара-то- эких стоит, друга, а-а!?
  • —        Не купить и за этакие деньги! Ты погляди только, ведь и рысью-то оба взяли, и мастью-то друг к другу подошли… Словно одной матки дети.
  • —        А если по разнице теперича взять их, братцы, то которая форменней выглядит: корневик, аль пристяжная… а?
  • —        Корневик, известное дело, потому у корневика-то хотя шкура цела, только вылиняла, а у пристяжной-то от заплат-то в глазах рябит! — галдели деревенские остряки, намекая на множество разновидных заплат, украшавших единственный полушубок Яшника, не снимавшийся с плеч его ни зимой, ни летом».
  • Если крестьяне так бессердечны к своему односельчанину, то приходится ли удивляться, что они «волокут к начальству» пришедшего в деревню агитатора или, попав в солдаты, послушно расстреливают взбунтовавшихся крестьян другой деревни. Так объективные, свидетельства самих писателей-народников опровергали те идеи о солидарности крестьян в общине, которые они проповедовали.


    Жизнь ставила перед русскими «Боль о человеке» писателями сложные социальные, нравственные и философские вопросы, которые они пытались разрешить в своих произведениях. Напряженные” идейные искания, трагические противоречия характеризуют творчество гениального русского художника — Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881).


    Ф. М. Достоевский родился в Москве, в семье врача. В 1843 году он окончил Петербургское инженерное училище и поступил на службу, но через год оставил ее, целиком отдавшись литературной деятельности. Первое произведение Достоевского — повесть «Бедные люди» (1845) — получило восторженную оценку Некрасова и Белинского. В опубликованных затем повестях «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи» (1848) и неоконченном романе «Неточка Незванова» (3849) определились особенности художественного таланта Достоевского — глубокий психологический анализ, изображение острых драматических ситуаций — и главная тема его творчества: трагическая беззащитность человека в несправедливом мире.


    За участие в нелегальном кружке В. Петрашевского и за чтение, на одном из собраний письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован (23 апреля 1849 года) и приговорен к смертной казни. Вместе с товарищами по кружку он был выведен на расстрел, провел «десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», после чего приговоренному была объявлена «царская милость»: замена смертной казни каторгой, а после нее — ссылкой в Семипалатинск рядовым линейного батальона. На десять лет Достоевский был оторван от литературной деятельности. Только в конце 1859 года он получил разрешение вернуться в Петербург.


    Страницы: 1 2


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
    © 2000–2017 "Литература"