Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Творчество Антонио Мачадо

19.06.2010

Антонио Мачадо (1875—1939), один из крупнейших испанских поэтов XX века, начал свой творческий путь под сильным воздействием испанского и испано-американского модернизма. Однако уже в самых ранних сборниках стихов поэта — «Уединения» (1903) и «Уединения, галереи и другие стихотворения» (1907)—сквозь пелену модернистских образов и настроений прорывался присущий ему гуманизм и пристальный интерес к народному творчеству. Эти черты ярко обнаружились в стихотворениях сборника «Поля Кастилии» (1912).


Книга А. Мачадо, в особенности в расширенном издании 1919 года, стала одним из самых значительных образцов лирической поэзии вообще, гражданской и социальной лирики в частности. Гражданскими, общественными чувствами пронизаны в этом сбор-пике и многочисленные пейзажные стихотворения и даже интимная лирика. Изображая тяжкую долю испанского, кастильского крестьянства, поэт характеризует, однако, народ как подлинную «душу Испании» и именно с ним связывает надежды на возрождение родины. Напротив, в испанском дворянстве и буржуа он видит лишь ничтожное прошлое, «которое ушло, но как бы и не было», и, подвергая их осмеянию, предрекает приход новой Испании, «Испании ярости, Испании разума». В стихотворениях сборника «Поля Кастилии»,  особенности в знаменитой поэме «Земля Альваргонсалеса», включенной в книгу, обнаруживается зрелое поэтическое мастерство Л. Мачадо, который, обращаясь к народной поэтической традиции, углубляет и обогащает ее завоеваниями современной поэзии.


Принципам гуманизма, гражданственности и народности А. Мачадо сохраняет верность и в последний период своего творчества. Наивно полагая, что искусство, поэзия могут стать силой, преодолевающей  общественные  противоречия,  Мачадо  в  20-х  годах  ищет в своих стихах синтез философского и поэтического начал. Это стремление к созданию новой философской поэзии получило выражение в «Апокрифических песенниках Абеля Мартина и Хуана Майрены» (1926 и 1936), в которых размышления о смысле жизни, в том числе и близкие к экзистенциализму идеи, мысли о родине, о человечестве поэт вложил в уста двух вымышленных философов-поэтов. Поиски синтеза философии и искусства были характерны и . для вышедшего раньше сборника «Новые песни» (1924), в котором напечатаны и знаменитые «Песни к Гиомар» — великолепный образец искренней и глубокой любовной лирики. В стихах сборника, в противовес «левому» искусству, отвергавшему традицию, Мачадо стремится раскрыть неисчерпаемые возможности традиционных поэтических форм народного искусства и классической культуры прошлого для выражения современных идеалов. Этот синтез традиции и новаторства присущ и последним стихам А. Мачадо, созданным уже в годы национально-революционной войны.


Деятельность таких мастеров культуры, как Р. дель Валье-Инклан и А. Мачадо, оказала огромное влияние на формирование жизненных и творческих идеалов молодого поколения-испанских писателей. Как и в других странах Западной Европы, послевоенное поколение испанских писателей вступило в литературу под знаком глубокого идейного и духовного кризиса; свидетельством этого было возникновение различных авангардистских школ.


Одной из первых возникла в 1918 году группа так называемых креасионистов (от исп. сгеаг — «творить») во главе с чилийским поэтом Висенте Уидобро, призывавшим «творить поэмы так же, как природа творит деревья» спонтанно, стихийно, без участия в этом процессе сознания. Модификацией «креасионизма» стал в Испании «ультраизм», девиз которого — икга (лат. — «вне, сверх, за пределами»)— провозгласили в конце 1918 года молодые критики и поэты. Они отрицали объективное содержание искусства, объявляли единственной целью поэзии, по выражению одного поэта, «чистую алгебру метафоры, своего рода кубизм слова». Это лишало поэзию всякого познавательного значения, превращало поэтический образ в бессмысленную и бессодержательную игру, в средство выражения чисто субъективных, недоступных «непосвященным» ассоциаций. Хотя в начале 20-х годов ультраистские идеи пользовались популярностью в среде молодежи, их сторонники не создали ни одного сколько-нибудь значительного произведения, а к середине этого десятилетия большинство из них отошло от «ультраизма».


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"