Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Записи при составлении плана произведения

21.06.2010

Важное значение для усвоения прочитанного имеют записи при чтении. Они нужны не только при проработке учебного материала: художественную литературу тоже полезно читать с карандашом в руке. Выполнение записей, требует определенного умения и навыков. Для их приобретения полезно воспользоваться выработанными в результате многолетней- практики рекомендациями. Не следует, например, конспектировать материал, при первом чтении, ми да еще не понята до конца мысль автора. Лучше сначала прочитать и продумать главу или раздел книги, а затем зафиксировать на бумаге то, что необходимо. Гораздо труднее делать записи после прочтения всей книги, это можно рекомендовать только при чтении художественной литературы. Основные из них: план, тезисы, конспект.


План — самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в произведении. Тезисы кратко излагают основные мысли автора. И нем отражается в сокращенном виде все содержание произведения. Кроме планов, тезисов и конспектов применяют различного вида рабочие записи: выписки цитат, заметки на полях конспекта и т. д.


План бывает простой и сложный. В простом плане составные части произведения нумеруются подряд. При составлении сложного плана мы делим произведение на крупные части, а каждую часть — на более мелкие. В качестве примера приведем простой план   статьи «Памяти Герцена»:


1.         Герцен — представитель поколения дворянских революционеров, разбуженных восстанием декабристов.


2.         Герцен — один   из   величайших   мыслителей   своего   времени


3.         Духовный крах Герцена после поражения революции 1848 года.


4.         Поворот Герцена от буржуазного демократизма к классовой борьбе пролетариата.


5.         Суть «социализма» Герцена — борьба за уничтожение помещичьего землевладения.


6.. Герцен — создатель вольной русской прессы за границей («Полярная звезда», «Колокол»),


7.         Колебания  Герцена  между  либерализмом  и   демократизмом


8.         Решительный переход Герцена на сторону народной революции.


9.         Три поколения русских революционеров.


10.       Уроки, извлекаемые пролетариатом из исторического опыга


Герцена.


Для сравнения рассмотрим сложный план той же статьи, более полно раскрывающий содержание произведения :


I.          Идейный путь Герцена.


1.         Заинтересованность рабочей партии в уяснении истинной роли революционера Герцена, искажаемой и либеральной, и правой печатью. .


2.         Подвиг первых дворянских революционеров — декабристов.


3.         Герцен — представитель второго поколения, разбуженного и «очищенного» восстанием декабристов.


4.         Роль Герцена как величайшего мыслителя своего времени, подошедшего вплотную к диалектическому материализму.


5.         Смысл духовной драмы Герцена, вызванной поражением революции 1848 года:


а)         буржуазно-демократический характер «социализма» Герцена;


б)         крушение буржуазно-демократической революционности в Европе после 1848 года;


в)         попытка либералов оправдать фразами о скептицизме Герцена свой переход от поддержки демократии к контрреволюции;


г)         подлинный смысл скептицизма Герцена — разочарование в


буржуазных иллюзиях и начало понимания классового содержания борьбы пролетариата.


IV.       Три поколения, действовавшие в русской революции.


1.         Декабристы и Герцен.


2.         Революционеры-разночинцы.


3.         Движение самих масс во главе с пролетариатом.


V.        Уроки, извлекаемые пролетариатом из исторического опыта Герцена.


1.         Великое значение революционной теории.


2.         Извечная ценность обращения с революционной проповедью к народу.


3.         Понимание роли разных классов в революции.


Слово «конспект» латинского про-нахождения, в буквальном переводе оно означает «обзор». Конспект — это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану произведения. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана. Если произведение разделено на достаточно мелкие озаглавленные части, то заголовки можно рассматривать как пункты плана, а из текста каждой части следует записать те мысли и факты, которые раскрывают смысл заголовка.


Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные,  в  которых  авторская  мысль   изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты: некоторые формулировки переписывают из текста дословно, остальные мысли излагают своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора. При несогласии с автором или при желании изложить свои мысли по поводу прочитанного нужно сделать заметки на полях конспекта или внизу страницы под горизонтальной чертой либо поместить их в конспекте в скобках с указанием своих инициалов. При параллельном изучении одного предмета по нескольким источника можно составить один сводный конспект. Его можно выполнить двумя способами:


1) из каждого источника сделать выписки на отдельных листках, а затем объединить их по вопросам в общий конспект;


 2) составить подробный план и по каждому вопросу плана найти ответ во всех источниках; ответ можно записать либо своими словами, либо списать дословно из того произведения, где он лучше всего изложен, с ссылкой на источник и страницу (ссылку на страницу полезно давать во всех случаях составления конспекта).



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"