Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Жизнь детей бедняков в романе Кейси «Я стучусь в дверь»

20.06.2010

К концу 30-х годов Шон Кейси задумал и начал осуществлять цикл социально-биографических романов — большую эпопею, законченную им много позже, лишь в середине 50-х годов. Первый, роман этого цикла — «Я стучусь в дверь» — вышел в 1939 году. Эта книга неразрывно связана со следующим томом серии — «На пороге», опубликованном уже во время войны, в 1942 году. В этих двух книгах изображаются детство и ранняя юность ирландского мальчика — сына дублинского бедняка, выросшего в нужде, лишениях и голоде.


 Все, что происходит с маленьким Джонни Кэссйди, близко воспроизводит факты жизни самого писателя. Но как здесь, так и в последующих книгах эпопеи Кейси не ограничивается передачей настроений и чувств, событий жизни, впечатлений героя, не ограничивает себя рамками автобиографического жанра. Задача художника значительно сложней:  уже рисуя детство Кэссиди — свое детство, Кейси развертывает одновременно широкую картину жизни своего народа. Жизнь общества формирует характер и мировоззрение маленького ирландца.


По замыслу автора эта эпопея должна была представить жизнь Ирландии (преимущественно в аспекте национально-освободительной борьбы ирландского народа) от 80-х годов. XIX века и Англии— со второй половины 20-х годов нашего столетия. Отдельные части серии должны были показать этапы жизни главного . героя, которые соответствовали бы различным задачам национально-освободительной борьбы Ирландии. Затем Кейси намерен был представить жизнь современной Англии, доведя повествование до наших дней. Шесть романов, которые уже в конце 30-х годов наметил писатель, должны были строиться гак, чтобы каждый в отдельности по теме представлял законченное целое и в то же время продолжал бы предыдущий роман.


В первых книгах цикла — «Я стучусь в дверь» и «На пороге» — ощущается еще влияние различных, притом порой неожиданных, литературных учителей Кейси. Так, наряду с явным влиянием ирландского фольклора нельзя не заметить воздействие джоисовского метода «потока сознания». Но в основе метода автора — реализм, и реализму Шон Кейси остается верен и в последующих частях цикла,   в   которых   пестрота   литературных   влияний   преодолевается.


С первых страниц романа «Я стучусь в дверь» волнует рассказ о трудном детстве болезненного, всегда голодного ребенка, его семьи, сжатой тисками нужды и лишений. Судьба Джонни Кэссиди воспринимается как судьба многих подобных ему детей бедняков. Страшна картина коротких школьных лет Джонни: школа для него — каторга, цепь унижений, побоев, издевательств и несправедливости. Фигура Слогана — учителя-садиста, человека «с железным нутром и крысиным сердцем» — одна из самых запоминающихся в романе. Образ Слогана будит такое же негодование, как и образ католического священника (главы «Чадо господне» и «Господь судия карающий»), убеждающего мать Джонни в справедливости истязаний, которым ее ребенок был подвергнут в школе. Смело и ярко раскрыта писателем связь между школьным наставником и наставником духовным, неизбежная в том обществе, в котором растет Кэссиди и ему подобные. При этом Кейси удается показать противоречивую роль католической церкви и католического духовенства в сложной обстановке ирландской действительности.


Кейси обнаруживает мастерство и в лепке характеров, в изображении сцен и эпизодов. Формирование мировоззрения Джонни, личности юного ирландца, из забитого бедняка превращающегося в борца, показано не на «социальном фоне», а в непосредственной связи с общественной жизнью его родины; формирование характера Кэссиди происходит на глазах читателя под ее воздействием. Одновременно с   историей   Джонни   уже   в   первых   двух   книгах   серии рассказано о борьбе ирландской демократии как против английского владычества, так и против национальной буржуазии, на каждом шагу продающей интересы ирландского народа.


Многие характеры великолепно раскрыты Кейси. Одним из наиболее ярких является характер матери Джонни — простой ирландской женщины. Автор показывает удивительную стойкость, удивительное житейское мужество этой женщины, ее большое душевное богатство. Удается Кейси и изображение общественной жизни Ирландии. Достаточно вспомнить, например, саркастическое изображение лицемерного празднества в честь английской королевы (глава «Зеленое Знамя» романа «Я стучусь в дверь»), эпизод демонстрации ирландцев в защиту буров во время англо-бурской войны (глава «За край родной мой» того же романа), столкновение демонстрантов с полицией (там же) и многое другое.


Уже первые романы цикла обнаруживают типичную для Шона Кейси эмоциональность. В обеих книгах много лиризма, тонкой иронии различной тональности. Она то грустная, то язвительная, но всегда подчеркивает публицистичность рассказа. В стиле Кейси-прозаика чувствуется склонность автора к очень ярким и всегда неожиданным метафорам. Характер этих метафор выдает непосредственную связь искусства Кейси с ирландским фольклором, который он знал и любил.


 



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"